Проблемная ситуация: Департамент по финансам, бюджету
и контролю администрации края просит разъяснить:
1) входит ли арендная плата за землю в
систему обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня, определенных
ст.2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ";
2) возложен ли на налоговые органы контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет
всех уровней арендной платы за землю, а также применения штрафных санкций за
несвоевременную уплату?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 1998 г. N 04-05-10/41
Департамент налоговой политики
на Ваш запрос сообщает следующее.
Арендная плата за государственные и
муниципальные земли, переданные в аренду, является неналоговым доходом,
поступающим в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с
Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 15.04.94 N 26 "О
порядке ведения в государственных налоговых инспекциях
оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных
платежей" налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика
по каждому виду налога и платежа в бюджет, в том числе и по арендной плате за
государственные и муниципальные земли, переданные в аренду. Основным документом для открытия лицевых счетов плательщиков арендной
платы за землю является договор аренды, в котором указываются такие сведения,
как площадь земельного участка, ставки платы, сроки ее уплаты, ответственность,
штрафные санкции за несвоевременное внесение платы и т.д.
При наличии в договоре условий применения
штрафных санкций, в том числе выставления инкассовых поручений при
несвоевременном внесении в бюджет данного платежа, налоговые инспекции вправе
применять указанные санкции в отношении плательщика.
При отказе арендатора уплачивать арендную
плату налоговые органы должны известить местные комитеты по земельным ресурсам
и землеустройству и главу местной администрации с целью расторжения договора
аренды. Условия расторжения договора при нерегулярной уплате за землю обычно
имеются в тексте договора.
Индексация ставок земельного налога
напрямую не приводит к индексации ставок арендной платы. Вместе с тем местные
органы власти во многих регионах России принимают решения об автоматическом
увеличении ставок арендной платы при повышении ставок земельного налога.
Федеральными законами о федеральном
бюджете на очередной год ежегодно устанавливается доля централизации средств
земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в федеральный
бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
В связи с принятием
Федерального закона от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "О плате за землю" Правительство Российской
Федерации приняло Постановление от 19.10.98 N 1217 "О признании утратившим
силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 749
"Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств,
поступающих от взимания платы за землю".
В связи с отменой порядка централизации в
федеральный бюджет средств, поступающих от платы за землю, начиная с 1 августа
1998 г. плательщики как земельного налога, так и
арендной платы сами должны перечислять причитающиеся суммы в соответствующие
бюджеты.
16.12.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ