Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить порядок
налогообложения доходов, полученных по государственным ценным бумагам, и
порядок определения результатов от переоценки государственных ценных бумаг до и
после даты вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ.
По нашему мнению, отчисления в резерв под
обесценение ценных бумаг в 1998 г. относятся на расходы в соответствии с п.9
ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п.50
Постановления Правительства РФ от 16 мая 1994 г. N 490. Правомерна ли наша
позиция?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 января 1999 г. N 04-02-05/3
В Департаменте налоговой политики
рассмотрено Ваше письмо по вопросам, касающимся применения Федерального закона
от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ при налогообложении доходов, полученных по
операциям с ценными бумагами, и сообщается следующее.
До принятия
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ банки исчисляли прибыль
(убыток) от реализации государственных ценных бумаг в соответствии с порядком,
определенным Письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 21 сентября 1994
г. N 130, от 23 сентября 1994 г. N НП-6-01/362, то есть в виде разницы между
ценой реализации ценных бумаг и их покупной (балансовой) стоимостью.
Порядок определения результата от
переоценки государственных ценных бумаг по отдельным выпускам, установленный в пп."а" п.2 и абз.2 п.5
Письма Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов
Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от
4 февраля 1997 г. N 408/10/ВЕ-6-05/103, действует в отношении ценных бумаг,
реализованных до даты вступления в силу Закона.
В соответствии с
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" (в ред. Федерального закона от 31 июля
1998 г. N 141-ФЗ) при исчислении налогооблагаемой базы прибыль от реализации
ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой
приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
При исчислении
результатов от переоценки ценных бумаг, находящихся на балансе
налогоплательщика после даты вступления в силу Федерального закона от 31 июля
1998 г. N 141-ФЗ, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (а для
государственных беспроцентных облигаций - по налогу на доход) включается
положительное сальдо от переоценки всех ценных бумаг, относящихся к данной
категории, образовавшееся за период с даты постановки таких облигаций на баланс налогоплательщиков по отчетную дату включительно.
Сумма отрицательных разниц от переоценки ценных бумаг, относящихся к одной
категории, не перекрытая суммой положительных разниц от переоценки ценных
бумаг, относящихся к этой категории, не уменьшает валовую прибыль и
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (налогу на доход). В Изменениях и дополнениях N 4 к Инструкции Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О
порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций" предусмотрено деление ценных бумаг в целях налогообложения на
укрупненные группы (категории), в том числе: акции акционерных обществ,
облигации предприятий и организаций, процентные государственные облигации
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации
органов местного самоуправления, беспроцентные государственные облигации
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов
местного самоуправления.
Одновременно с этим
сообщаем, что по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами Вам следует
руководствоваться Изменениями и дополнениями N 4 к Инструкции Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О
порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций", утвержденными Приказом Госналогслужбы России от 25 августа
1998 г. N БФ-3-02/210, а также
Письмом Госналогслужбы России от 18 декабря 1998 г. N ВНК-6-05/890@ "О
налогообложении операций с государственными облигациями Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации и облигациями органов местного
самоуправления" и Письмом Центробанка России, Минфина России и
Госналогслужбы России от 4 февраля 1997 г. N 408/10/ВЕ-6-05/103 (в части, не
противоречащей Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ).
Что касается
принятия при налогообложении резерва под обесценение ценных бумаг, то Ваша
ссылка на то, что отчисления в резерв могут быть приняты на уменьшение
налогооблагаемой базы только на основании п.9 ст.2 Закона Российской Федерации
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п.50 Положения об
особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль
банками и другими кредитными
учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 мая 1994 г. N 490, необоснованна,
так как в соответствии с законодательством порядок принятия при налогообложении
отчислений в резерв подлежит согласованию с Министерством финансов Российской
Федерации.
До согласования с
Минфином России Указания Центробанка России "О внесении изменений и
дополнений в Письмо Центрального банка Российской Федерации от 8 декабря 1994
г. N 127 "О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг"
(с учетом изменений и дополнений)", утвержденного Банком России 29 декабря
1998 г. N 466-у, отчисления в указанный резерв не принимались в уменьшение
налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль.
После утверждения Указания отчисления в
резерв под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам, соответствующим
требованиям п.14 Указания и учитываемым на балансовых счетах N N 50302, 50303, 50402, 50403, 50802, 50803, 50902, 50903,
принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Суммы отчислений в резерв под обесценение
ценных бумаг, не принимаемые в уменьшение налогооблагаемой базы при начислении,
не увеличивают налоговую базу при восстановлении (снижении размера) резерва.
18.01.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ