| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить порядок налогообложения доходов, полученных по государственным ценным бумагам, и порядок определения результатов от переоценки государственных ценных бумаг до и после даты вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ.

По нашему мнению, отчисления в резерв под обесценение ценных бумаг в 1998 г. относятся на расходы в соответствии с п.9 ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п.50 Постановления Правительства РФ от 16 мая 1994 г. N 490. Правомерна ли наша позиция?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 января 1999 г. N 04-02-05/3

 

В Департаменте налоговой политики рассмотрено Ваше письмо по вопросам, касающимся применения Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ при налогообложении доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, и сообщается следующее.

До принятия Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ банки исчисляли прибыль (убыток) от реализации государственных ценных бумаг в соответствии с порядком, определенным Письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 21 сентября 1994 г. N 130, от 23 сентября 1994 г. N НП-6-01/362, то есть в виде разницы между ценой реализации ценных бумаг и их покупной (балансовой) стоимостью.

Порядок определения результата от переоценки государственных ценных бумаг по отдельным выпускам, установленный в пп."а" п.2 и абз.2 п.5 Письма Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 408/10/ВЕ-6-05/103, действует в отношении ценных бумаг, реализованных до даты вступления в силу Закона.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ) при исчислении налогооблагаемой базы прибыль от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.

При исчислении результатов от переоценки ценных бумаг, находящихся на балансе налогоплательщика после даты вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (а для государственных беспроцентных облигаций - по налогу на доход) включается положительное сальдо от переоценки всех ценных бумаг, относящихся к данной категории, образовавшееся за период с даты постановки таких облигаций на баланс налогоплательщиков по отчетную дату включительно. Сумма отрицательных разниц от переоценки ценных бумаг, относящихся к одной категории, не перекрытая суммой положительных разниц от переоценки ценных бумаг, относящихся к этой категории, не уменьшает валовую прибыль и налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (налогу на доход). В Изменениях и дополнениях N 4 к Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено деление ценных бумаг в целях налогообложения на укрупненные группы (категории), в том числе: акции акционерных обществ, облигации предприятий и организаций, процентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления, беспроцентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления.

Одновременно с этим сообщаем, что по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами Вам следует руководствоваться Изменениями и дополнениями N 4 к Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденными Приказом Госналогслужбы России от 25 августа 1998 г. N БФ-3-02/210, а также Письмом Госналогслужбы России от 18 декабря 1998 г. N ВНК-6-05/890@ "О налогообложении операций с государственными облигациями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигациями органов местного самоуправления" и Письмом Центробанка России, Минфина России и Госналогслужбы России от 4 февраля 1997 г. N 408/10/ВЕ-6-05/103 (в части, не противоречащей Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ).

Что касается принятия при налогообложении резерва под обесценение ценных бумаг, то Ваша ссылка на то, что отчисления в резерв могут быть приняты на уменьшение налогооблагаемой базы только на основании п.9 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п.50 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, необоснованна, так как в соответствии с законодательством порядок принятия при налогообложении отчислений в резерв подлежит согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

До согласования с Минфином России Указания Центробанка России "О внесении изменений и дополнений в Письмо Центрального банка Российской Федерации от 8 декабря 1994 г. N 127 "О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг" (с учетом изменений и дополнений)", утвержденного Банком России 29 декабря 1998 г. N 466-у, отчисления в указанный резерв не принимались в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

После утверждения Указания отчисления в резерв под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам, соответствующим требованиям п.14 Указания и учитываемым на балансовых счетах N N 50302, 50303, 50402, 50403, 50802, 50803, 50902, 50903, принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Суммы отчислений в резерв под обесценение ценных бумаг, не принимаемые в уменьшение налогооблагаемой базы при начислении, не увеличивают налоговую базу при восстановлении (снижении размера) резерва.

 

18.01.99 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024