Проблемная ситуация: Администрация области считает,
что принятие соседней республикой закона "О предоставлении налоговых льгот
отдельной категории налогоплательщиков" противоречит п."и" ч.1 ст.72, ч.3 ст.75, ч.1 и 2 ст.76
Конституции РФ и Закону РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в РФ". Закон республики, создавая своими положениями режим
благоприятствования для ряда организаций по уплате налоговых платежей, заменяя
их только собственным региональным сбором, нарушает конституционный принцип
единого экономического пространства.
Должны ли филиалы предприятий,
зарегистрированных в республике, пользоваться льготами, предоставленными
названным законом, если они фактически ведут свою деятельность на территории
области и пользуются ее сырьем и природными ресурсами?
Отсутствие в существующих федеральных
законодательных актах четкого определения необходимости придания структурному
подразделению организации статуса филиала или представительства и мер
ответственности за несоблюдение этого требования придает видимость соответствия действий органов власти республики закону.
По нашему мнению, в ст.54 ГК РФ следует
внести изменения, дающие более четкое определение понятий "место
нахождения" и "место регистрации" юридического лица.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 1999 г. N 04-00-11
Во исполнение
поручения Правительства Российской Федерации Минфин России, рассмотрев с
участием Госналогслужбы России, ФСНП России и Минюста России вопрос о
несоответствии закона республики "О предоставлении налоговых льгот
отдельной категории налогоплательщиков" Конституции Российской Федерации и
Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", сообщает следующее.
Разрешение дел о
соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению
органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также разрешение споров о компетенции
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено согласно ст.125 Конституции Российской Федерации к
полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
В связи с введением
в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса Российской
Федерации федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на
территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших
силу, определенный ст.2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О
введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации",
согласно ст.7 указанного Федерального закона
действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской
Федерации, и подлежат приведению в соответствие с ней.
В ст.83 Налогового
кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок постановки организаций и
физических лиц на учет в налоговых органах, согласно которому налогоплательщики
подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту
нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту
жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им
недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят
филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Российской
Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению
недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в
налоговом органе как по своему месту нахождения, так и
по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту
нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
В соответствии с частью второй ст.19
Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и иные обособленные
подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по
уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные
обособленные подразделения осуществляют функции организации.
Правительство
Российской Федерации направило 28 декабря 1998 г. в Государственную Думу
заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", в
котором предусматривается внесение поправок в указанную часть первую, в
частности, конкретизирующих порядок уплаты налогов обособленными
подразделениями организации на той территории, на которой они находятся (на
территории которой осуществляется деятельность российской организации - юридического лица через свое обособленное подразделение). Предлагается также внесение дополнений в ст.83 части первой
Налогового кодекса, предусматривающих постановку налогоплательщиков на учет в
налоговых органах не только по месту их нахождения, по месту нахождения
филиалов, представительств, недвижимого имущества и транспортных средств, но и
по месту пользования природными ресурсами, месту осуществления производства и
(или) денатурации этилового спирта и алкогольной продукции. Указанное
заключение должно быть рассмотрено при подготовке проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации" ко второму чтению Государственной Думой.
19.01.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ