Проблемная ситуация: Банк просит предоставить
разъяснения по следующим вопросам.
1. При предоставлении помещения в
безвозмездное пользование учитываются ли при определении налогооблагаемой базы
по налогу на прибыль юридического лица - ссудополучателя и юридического лица -
ссудодателя все расходы (включая амортизационные отчисления)?
2. Каков порядок учета при
налогообложении резерва под обесценение ценных бумаг в 1998 г.?
3. Учитывается ли отрицательная
вариационная маржа при исчислении подоходного налога с дохода от реализации
фьючерсного контракта (без применения льготы в размере тысячекратного
минимального размера оплаты труда)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 1999 г. N 04-02-05/3
Департамент налоговой политики рассмотрел
запрос банка и по существу поставленных вопросов сообщает следующее.
1. Передача вещей в безвозмездное
пользование регулируется нормами (гл.36) Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Причем право собственности ссудодателя на
имущество, безвозмездно передаваемое ссудополучателю, не переходит к
последнему.
При этом коммерческая организация не
вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее
учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или
контроля.
Принимая во внимание, что передача
имущества в безвозмездное пользование не связана непосредственно с основной
(уставной) деятельностью организации, в том числе кредитной, все расходы,
включая амортизационные отчисления, по нашему мнению, относятся за счет
собственных средств организации как для ссудодателя,
так и для ссудополучателя.
2. До 1 января 1998 г.
коммерческие банки при налогообложении сумм резервов под обесценение вложений в
ценные бумаги руководствовались п.9 ст.2 Закона Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" и п.50 Положения об особенностях
определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и
другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, в
соответствии с которыми суммы отчислений банками на формирование резервов под
обесценение ценных бумаг учитывались в составе расходов, уменьшающих
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и исчислялись в соответствии с
порядком, установленным Письмом Центрального банка Российской Федерации от 8
декабря 1994 г. N 127 "О порядке создания резервов под обесценение ценных
бумаг" (в ред. телеграмм ЦБ РФ от 28.12.94 N
223-94, от 04.09.95 N 189), согласованным с Минфином России и Госналогслужбы
России.
В связи с введением
в действие с 1 января 1998 г. нового Плана счетов бухгалтерского учета в
кредитных организациях, а также приведением в соответствие нормативных актов
Центрального банка Российской Федерации с нормами Федеральных законов "О
бухгалтерском учете в Российской Федерации" и "О рынке ценных бумаг"
назрела необходимость в пересмотре порядка учета при налогообложении
коммерческих банков по отчислениям в резерв под обесценение ценных бумаг.
Впредь до выхода
Указания Центрального банка Российской Федерации от 29.12.98 N 466-У "О
внесении изменений и дополнений в Письмо Центрального банка Российской
Федерации от 08.12.94 N 127", согласованных с Минфином России и
Госналогслужбой России, коммерческие банки в соответствии с Письмом
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 24 августа 1998 г. N
ВГ-6-05/544 начиная с 1 января 1998 г. при расчете налогов на прибыль не уменьшали налогооблагаемую
базу на суммы резервов под обесценение ценных бумаг.
3. По нашему мнению, объектом обложения
подоходным налогом доходов, получаемых физическими лицами по фьючерсным контрактам,
является сумма дохода, полученного в виде положительной вариационной маржи при
совершении сделок купли-продажи с фьючерсными контрактами. Убытки, понесенные
физическими лицами по названным сделкам (отрицательная вариационная маржа), при
налогообложении их доходов не учитываются, поскольку Законом Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" уменьшение
полученных доходов на сумму убытков не предусмотрено.
21.01.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ