Проблемная ситуация: Правительством РФ сняты задания
по сохранению мобилизационных мощностей на бывших объектах по производству
химического оружия и начаты работы по их уничтожению. В связи с этим на такие
объекты перестали распространяться льготы, предусмотренные Законом "О
налоге на имущество предприятий", Законом "О плате за землю" и
Законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ".
Работы по техническому содержанию и
ликвидации объектов предусматриваются в государственном оборонном заказе и
финансируются за счет средств федерального бюджета до их полного завершения.
Возможно ли освобождение бывших объектов
по производству химического оружия от уплаты налога на имущество и земельного
налога?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 января 1999 г. N 04-05-06/2
Департамент налоговой политики,
рассмотрев Ваше письмо о возможности льготирования бывших объектов по
производству химического оружия от уплаты налога на имущество предприятий и
земельного налога, сообщает.
В соответствии с пп."ж" ст.4 Закона Российской Федерации "О
налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество,
используемое для образования запасов, созданных в соответствии с решениями
федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При этом данной нормой не устанавливается
приоритетное право органов одного из указанных уровней в принятии решения об
образовании запасов имущества.
С учетом этого министерства и ведомства,
являющиеся федеральными органами исполнительной власти, могут принимать решения
о консервации имущества как для предприятий, находящихся в их прямом
подчинении, так и для предприятий, работающих в их системе.
Однако, учитывая региональный характер
налога на имущество предприятий, обязательным условием принятия такого решения
на федеральном уровне для предприятий, работающих в системе соответствующего
министерства или ведомства, является наличие в уставном фонде этого предприятия
более 50 процентов государственной (федеральной) собственности. В остальных
случаях решение об образовании запасов имущества является компетенцией только
соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления.
Одновременно сообщаем, что такое решение
должно быть оформлено в установленном порядке, т.е. приказом (решением)
соответствующего органа, с номером, датой, прилагаемым перечнем конкретного
имущества, подлежащего консервации, его балансовой стоимостью и указанием срока
его действия.
При определении вопроса о сроках
консервации запасов имущества (бывших объектов по производству химического
оружия), по мнению Департамента, следует руководствоваться обязательствами,
принятыми на себя Российской Федерацией в результате ратификации 5 ноября 1997
г. Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения
химического оружия и о его уничтожении.
Что касается льготы по земельному налогу,
то согласно Закону РСФСР от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за
землю" возможность ее предоставления находится в компетенции органов
законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления.
Указанные органы,
согласно ст.ст.13 и 14 названного Закона, имеют право, помимо льгот,
предусмотренных ст.12, устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу
в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего
субъекта Российской Федерации, а также в виде частичного освобождения на
определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для
отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
22.01.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ