Проблемная ситуация: В практике деятельности нефтяной
компании и ее дочерних предприятий по результатам
документальных проверок возникают спорные моменты, суть которых заключается в
том, что компанией и ее дочерними предприятиями при отнесении на себестоимость
тех или иных расходов учитываются и затраты по нормативам, установленным
отраслевыми нормативными актами.
Налоговая инспекция считает, что эти
нормы нельзя считать нормами, принятыми в установленном законодательством
порядке, как того требует Положение о составе затрат.
Что следует считать нормами,
утвержденными в установленном законодательством порядке?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 1999 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо открытого акционерного общества по вопросу, что считать нормами,
утвержденными в установленном законодательством порядке, в рамках Положения о
составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 августа 1992 г. N 552, и по существу вопроса сообщает следующее.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 "Об
утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли" было рекомендовано министерствам и ведомствам Российской
Федерации разработать и довести до предприятий и организаций отраслевые
инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности.
Особенности состава
затрат, не предусмотренные Положением, утвержденным указанным Постановлением, и
указанными типовыми методическими рекомендациями и инструкциями, определяются
соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации по
согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации.
Следовательно, если для предприятий и
организаций нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей действуют утвержденные в
соответствии с указанным Постановлением отраслевые методические указания об
особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), то они применяются в целях налогообложения наравне с Положением,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N
552.
В то же время следует иметь в виду, что
наряду с отраслевыми особенностями состава затрат существуют общие, присущие
всем без исключения предприятиям и организациям затраты, которые включаются в
себестоимость для целей налогообложения в пределах утвержденных
законодательными и иными нормативными правовыми актами норм и нормативов.
К таким расходам относятся, например,
расходы по рекламе, представительские расходы, по оплате процентов за
пользование кредитами банков, расходы на служебные командировки и т.п.
Принимая во
внимание, что федеральный закон о составе затрат, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, не принят, следует
руководствоваться Положением о составе затрат, что подтверждено п.2.3
Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с
последующими изменениями),
официально зарегистрированной в Минюсте России 25.08.95 N 938.
В настоящее время
осуществляется работа над проектом Налогового кодекса Российской Федерации
(частью второй), принятым Государственной Думой в первом чтении, которым
предполагается принимать к вычету все произведенные и документально
подтвержденные затраты организаций для целей налогообложения прибыли, что, по
нашему мнению, снимет остроту проблемы, поставленной в письме акционерного
общества.
25.01.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ