Проблемная ситуация: О проекте изменений к Инструкции
МНС России N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях
оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных
платежей" о зачете переплат по налогам.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 января 1999 г. N 04-01-12
Департамент налоговой политики сообщает
следующее.
МНС России подготовлен проект Инструкции
N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях
оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных
платежей", который в настоящее время проходит согласование с
заинтересованными министерствами и ведомствами, где установлены следующие нормы
по проведению платежных документов налогоплательщика в карточки лицевых счетов.
Суммы, поступившие от
налогоплательщика-организации по правильно оформленным платежным документам,
разносятся в лицевые счета строго в соответствии с назначением платежа,
указанным в платежном документе или инкассовом распоряжении налогового органа.
При недостаточности
средств на расчетном счете налогоплательщика платежные поручения помещаются
кредитной организацией, обслуживающей его счета, в картотеку неисполненных
платежных поручений из-за отсутствия достаточного остатка средств на счете
налогоплательщика и при последующем поступлении денежных средств на счета
налогоплательщика исполняются в порядке, установленном ст.855 Гражданского
кодекса РФ и календарной очередностью помещения платежных документов в
указанную картотеку. Исполненные
кредитными организациями платежные документы налогоплательщиков разносятся в
карточки лицевых счетов налогоплательщика строго в соответствии с назначением
платежа, указанным в платежном документе. В аналогичном порядке по лицевым
счетам налогоплательщиков проводятся инкассовые распоряжения налоговых органов.
При наличии переплат у организаций по
одному из налогов и задолженности по уплате пеней и налоговых санкций в
соответствии с положениями Налогового кодекса указанные переплаты могут
направляться без заявления налогоплательщика на погашение задолженности по
пеням и штрафам, исчисленным по этому же налогу.
Кроме того, Налоговым кодексом
установлена норма, в соответствии с которой переплаты по одному налогу могут
направляться без заявления налогоплательщика в погашение недоимки по другому
налогу в доле того бюджета, по которому произведена переплата.
Проведение платежных документов в
карточки лицевых счетов физических лиц также осуществляется строго в
соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе.
Учитывая, что в
соответствии с Налоговым кодексом с физических лиц бесспорное взыскание
недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам производится только в
судебном порядке, погашение задолженности, числящейся в карточках лицевых
счетов, производится с учетом этой нормы, а именно, зачет переплат по
физическим лицам по налогу без заявления налогоплательщика осуществляется в
следующем порядке:
а) идет на погашение платежа текущего
года последовательно по срокам уплаты;
б) по письменному согласованию с
налогоплательщиком погашается задолженность по уплате пени, исчисленной на
недоимку по налогам, сроки уплаты которой приходятся на текущий год;
в) по письменному согласованию с
налогоплательщиком погашается задолженность по уплате штрафов, сроки уплаты которых приходятся на текущий год;
г) погашается задолженность предыдущих
лет в порядке, установленном в абзацах а), б), в).
Налоговые органы в двухнедельный срок с даты подачи налогоплательщиком заявления о зачете или
возврате, либо с даты проведения операций, установленных абзацами а), б), в),
г), в обязательном порядке уведомляют налогоплательщика о проведенных
операциях.
Зачет переплаты, числящийся в карточке
лицевого счета по одному налогу, в счет погашения недоимки по другим налогам
оформляется налоговыми органами на основании письменного заявления плательщика.
Одновременно сообщаем, что после
регистрации в Минюсте России Инструкции N 26 положения Инструкции Минфина
России N 121 в части, касающейся ведения оперативно-бухгалтерского учета
налоговых платежей, должны быть отменены, т.к. указанные вопросы нашли
отражение в Инструкции N 26.
29.01.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ