Проблемная ситуация: В связи с введением на территории
области налога с продаж просим разъяснить:
Приравнивается ли к продаже за наличный
расчет перечисление денежных средств индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, со своего
расчетного счета на расчетные счета других организаций и индивидуальных
предпринимателей за полученную продукцию, выполненные работы и оказываемые
услуги?
Относится ли к продаже за наличный расчет
отпуск юридическими лицами, их структурными подразделениями товаров рабочим и
служащим в счет выплаты зарплаты?
Каким документом следует
руководствоваться при отнесении отдельных групп товаров к товарам,
освобожденным от налога с продаж?
Облагается ли налогом с продаж стоимость
услуг туристических фирм, связанных с поездками по странам СНГ?
Облагается ли налогом с продаж стоимость
товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным
или воспитательным процессом, не производимых, а только реализуемых
государственными и муниципальными образовательными учреждениями?
Включается ли налог с продаж у индивидуальных
предпринимателей в их расходы либо возмещается за счет прибыли?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 февраля 1999 г. N 04-03-13
В связи с Вашим письмом Департамент
налоговой политики сообщает свое мнение по вопросам применения налога с продаж.
Согласно Федеральному закону от 31.07.98
N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров
(работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. В связи с
этим товары (работы, услуги), оплата за которые произведена безналично,
то есть путем перечисления индивидуальным предпринимателем денежных средств за
товары (работы, услуги) на расчетный счет юридического лица или индивидуальных
предпринимателей, налогом с продаж облагать не следует.
Согласно вышеназванному Закону в целях
налогообложения к продаже за наличный расчет приравнивается передача товаров
(выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы,
услуги). В связи с этим натуральную оплату труда работников предприятия
товарами, в том числе собственного производства (включая выдачу премий,
вознаграждений), для целей исчисления налога с продаж следует считать передачей
товаров населению в обмен на работы (услуги). Поэтому, по нашему мнению, такие
обороты от налогообложения не освобождаются. В бухгалтерском учете организации
стоимость выдаваемых товаров в счет погашения числящейся задолженности
организации по заработной плате работников отражается по дебету счета 46
"Реализация продукции (работ, услуг)" (в случае выдачи имеющихся
остатков сырья, материалов и т.п. применяется счет 48 "Реализация прочих
активов"). Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется
по расчетной ставке исходя из суммы погашаемой задолженности по оплате труда.
Указанная сумма налога списывается с дебета счета 46 "Реализация продукции
(работ, услуг)" в кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет
"Расчеты по налогу с продаж").
При отнесении отдельных групп товаров к
товарам, освобожденным от налога с продаж (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко
и молокопродукты, детская одежда и обувь и т.п.), следует руководствоваться
действующим Общероссийским классификатором (ОК
005-93).
По вопросу обложения налогом с продаж
услуг туристических фирм, связанных с поездками в государства - участники СНГ,
необходимо отметить, что согласно вышеназванному Федеральному закону в перечень
товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, услуги туристических
фирм не включены. Поэтому оказание таких услуг за наличный расчет, в том числе
услуг, связанных с поездками в государства - участники СНГ, облагается налогом
с продаж. Однако законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации, принимая решение о введении налога с продаж, могут устанавливать
дополнительный перечень товаров, работ и услуг, в том числе услуг, связанных с
поездками в государства - участники СНГ и реализация которых освобождается от налогообложения.
Такой же подход должен применяться при решении вопроса о
взимании налога с продаж при реализации за наличный расчет
государственными и муниципальными образовательными учреждениями товаров (работ,
услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или
воспитательным процессом.
Что касается включения налога с продаж в
расходы предпринимателей при исчислении ими подоходного налога, то, согласно
законодательству по налогу с продаж ряда субъектов Российской Федерации,
разрешается уменьшать совокупный доход, полученный индивидуальными
предпринимателями за отчетный период, на сумму фактически уплаченного ими
налога с продаж. По нашему мнению, такое решение действующему налоговому
законодательству не противоречит.
11.02.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ