Проблемная ситуация: Каков порядок налогообложения
стоимости услуг по провозу багажа, проезду к месту работы, оплаченных согласно
трудовому контракту иностранному гражданину, приглашенному на работу в АО?
Возможно ли распространение на стоимость названных услуг положения пп."в" п.2 ст.14 Закона
РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 1999 г. N 04-04-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Условия и порядок привлечения иностранной
рабочей силы в Российскую Федерацию определены Положением о привлечении и
использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2146. Названное
Положение распространяется на российских юридических лиц, предприятия с
иностранными инвестициями, действующие на территории Российской Федерации, на
отдельных российских и иностранных физических лиц, лиц без гражданства,
использующих работников в личном хозяйстве. В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N 847 действие Указа Президента
Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2146 распространяется на
иностранных юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации
заключенные ими контракты.
При этом для получения разрешения на
привлечение иностранной рабочей силы работодатель представляет в Федеральную
миграционную службу Российской Федерации:
- заявление;
- заключение органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации о целесообразности привлечения и использования
работодателем иностранной рабочей силы;
- проект трудового контракта или другие
документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными
гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения
иностранных работников. Указанное разрешение выдается, как правило, сроком на
один год.
Работодатель, получивший разрешение на
привлечение иностранной рабочей силы, обязан на основании п.11 Указа Президента
Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2146 направить в Федеральную
миграционную службу Российской Федерации сведения о заключении на основании
разрешения трудовых контрактов с иностранными работниками.
Трудовой договор (контракт) заключается в
соответствии со ст.18 Кодекса законов о труде Российской Федерации в письменной
форме. При этом прием на работу оформляется приказом администрации предприятия.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что несоблюдение письменной формы ни в
коем случае не означает недействительность самого договора. Согласно ч.3
названной статьи Кодекса фактическое допущение к работе считается заключением
трудового договора, независимо от того, был ли оформлен надлежащим образом
прием на работу. В рассматриваемом примере это могло стать возможным только
после прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что
гарантии и компенсации, в том числе при командировках и переезде на работу в
другую местность, предусмотренные гл.VIII Кодекса
законов о труде Российской Федерации, не могут быть распространены на
иностранных граждан, прибывающих по приглашению на работу в Российскую
Федерацию, до заключения ими трудовых договоров с работодателями.
В связи с этим компенсированные
коммерческим предприятием затраты на провоз багажа, проезд к месту работы и
обратно у иностранных граждан, приглашенных на работу, подлежат налогообложению
в установленном порядке.
12.02.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ