Проблемная ситуация: Налоговая инспекция при проверке
строительной фирмы установила, что налогоплательщик необоснованно пользовался
льготой по налогу на прибыль, т.к. часть строительных объектов фирмы (здание госналогинспекции, гараж), по мнению инспекции, не
относится к объектам жилищного, производственного, социального и
природоохранного назначения, в связи с чем доля льготируемого объема становится ниже 70%.
Налогоплательщик считает, что он
правомерно пользовался льготой согласно п.4 ст.7 Закона N 2116-1 как строительная
фирма, зарегистрированная в 1994 г., численность работающих в которой меньше
200 человек, выручка от строительства объектов (в том числе здания госналогинспекции, гаража для нее) составляет 85%.
Доводы налоговой инспекции основаны на
нормах, вступивших в силу только с 01.01.96 (Федеральный закон от 31.12.95 N
227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на
прибыль предприятий и организаций"). Указ Президента РФ N 2270 от
22.12.93, на который ссылается инспекция, не отменял предоставленные Законом
льготы. Права ли налоговая инспекция?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 1999 г. N 04-02-04/1
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело Ваше письмо по вопросу предоставления льготы по налогу на
прибыль субъектам малого предпринимательства и сообщает следующее.
Указ Президента
Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях
в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" принят
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N
1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы
в Российской Федерации" и имел силу законодательного акта.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 внесены изменения в отдельные
положения законодательства о налогообложении прибыли, в том числе уточнен
порядок предоставления льготы по налогу на прибыль малым предприятиям. В
частности, установлено, что при соблюдении определенных условий не уплачивают
налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов
жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения
(включая ремонтно-строительные работы).
Указанная норма
включена в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 1995
г. N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций").
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с п.6.2 Инструкции по заполнению форм федерального
государственного статистического наблюдения по капитальному строительству,
утвержденной Постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 г. N 123
(ранее - Инструкция о порядке составления статистической отчетности по
капитальному строительству, утвержденная Постановлением Госкомстата России от
24 сентября 1993 г. N 185), административные здания организаций непроизводственных
отраслей, органов исполнительной власти, общественных организаций, церквей, учреждений, банков, судов,
архивов и т.п., а также административные здания органов управления
(министерств, ведомств, департаментов) относятся к объектам непроизводственного
назначения.
С учетом изложенного льгота,
предусмотренная п.4 ст.6 Закона, не распространяется на строительство (ремонт)
здания госналогинспекции, гаража и ограждения.
Что касается отнесения предприятий к
малым по критерию численности, то согласно Закону Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" критерии отнесения
предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность) устанавливаются
Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации".
Пунктом 1 ст.9
Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ предусмотрено, что в случае,
если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия
для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими
условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные
субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на
момент их государственной регистрации.
Данная норма Закона нашла отражение в Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N
37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций" (с учетом изменений и дополнений). В частности, п.4.4
Инструкции предусмотрено, что по малым предприятиям, имевшим льготы по налогу
на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до 1
января 1996 г., сохраняются эти льготы на период до истечения четырехлетнего
срока со дня их государственной регистрации при соблюдении установленных ранее
условий.
12.02.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ