Проблемная ситуация: Правомерно ли решение городского
собрания депутатов о введении дополнительных сборов со всех предприятий и
организаций - застройщиков на строительство общегородских объектов
инфраструктуры в размере 30% от общей стоимости зданий и сооружений (павильонов,
гаражей), строящихся на территории города?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 марта 1999 г. N 04-05-17/7
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу правомерности решения городского собрания депутатов о введении
дополнительных сборов со всех предприятий и организаций - застройщиков на
строительство общегородских объектов инфраструктуры в размере 30 процентов от
общей стоимости зданий и сооружений (павильонов, гаражей), строящихся на
территории города, и сообщает следующее.
Указом Президента
Российской Федерации от 18.08.96 N 1214 "О признании утратившим силу
пункта 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании
республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами
субъектов Российской Федерации в 1994 году" было отменено ранее
предоставленное органам государственной власти субъектов Российской Федерации и
органам местного самоуправления право устанавливать дополнительные налоги и
сборы, не предусмотренные
федеральным законодательством. Этим же Указом органам государственной власти
субъектов Российской Федерации было предписано отменить с 1 января 1997 г.
принятые ими решения о введении дополнительных налогов и сборов, а органам
местного самоуправления предложено принять аналогичные решения, касающиеся
дополнительных налогов и сборов, введенных ими ранее на подведомственных
территориях.
В результате этого налоговое
законодательство было приведено в соответствие с нормами Конституции Российской
Федерации, предусматривающими, что общие принципы налогообложения и сборов в
Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75).
Конституционный Суд
Российской Федерации принял Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором
признал, что до принятия Налогового кодекса юридическое содержание
конституционного понятия "общие принципы налогообложения и сборов"
определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в
том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской
Федерации, который
запрещает органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные
налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.
В названном выше Постановлении Конституционного
Суда Российской Федерации к общим принципам налогообложения и сборов отнесено
установление исчерпывающего перечня региональных налогов, которые могут
устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и налоговых
платежей.
Конституционный Суд в своем Определении
от 05.02.98 N 22-О указал на то, что Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 21 марта 1997 г. N 5-П в полной мере распространяется
на порядок установления местных налогов, в частности, указав на следующее.
Исчерпывающий характер перечня местных
налогов, содержащегося в ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", вытекает и из Федерального
закона от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации". Согласно его
ст.1 собственные доходы местного самоуправления - это налоговые и неналоговые
платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на
постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Российской
Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, представительные органы
местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или
не вводить те местные налоги, которые перечислены в ст.21 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Следует также
учитывать, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N
147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" часть первая Кодекса введена в действие с 1 января 1999 г., за
исключением положений, для которых данным Федеральным законом установлены иные
сроки введения в действие.
Так, ст.2
указанного Федерального закона установлено, что впредь до введения в действие
ст.ст.13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи
в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", не взимаются.
Таким образом,
Департамент считает, что решение городского совета депутатов о введении
дополнительных сборов со всех предприятий и организаций - застройщиков на
строительство общегородских объектов инфраструктуры в размере 30 процентов от
общей стоимости зданий и сооружений (павильонов, гаражей), строящихся на
территории города, не предусмотренных ст.21 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации", вступает в
противоречие с действующим законодательством Российской Федерации.
22.03.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ