Проблемная ситуация: По заключению Всероссийского НИИ
Государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) Роспатента лотерейный билет,
согласно Международному классификатору товаров и услуг (МКТУ), товаром не
является. Кроме этого, согласно ст.1063 ГК РФ "отношения между организаторами
лотерей... и участниками игр основаны на договоре", "...договор между
организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета".
В связи с этим приобретение лотерейного
билета является актом, подтверждающим заключение договора, и не должно
рассматриваться как совершаемая в розницу торговая операция.
Правомерно ли взимание налога с продаж с
выручки от розничной
реализации лотерейных билетов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 1999 г. N 04-03-13
В связи с Вашим
письмом по вопросу правомерности применения налога с продаж при реализации за наличный расчет лотерейных билетов Минфин России сообщает
следующее.
По нашему мнению, заключения
Всероссийского научно-исследовательского института Государственной патентной
экспертизы (ВНИИГПЭ) Роспатента о том, что лотерейный билет не является
товаром, для целей налогообложения недостаточно.
Кроме того,
действующие нормативные акты позволяют сделать вывод о том, что, с одной
стороны, как Вы правильно указываете, в соответствии со ст.1063 Гражданского
кодекса Российской Федерации лотерейный билет является договором между
организатором и участником игр на продажу (покупку) услуг по розыгрышу
призового фонда лотереи, а с другой стороны, лотерейный билет - это имущество.
Так, согласно п.1 ст.1063 Гражданского
кодекса Российской Федерации отношения между организаторами лотерей основаны на
договоре. Договор между организатором и участником игр может оформляться
выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа. Учитывая, что в
соответствии со ст.420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором
признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или
прекращении гражданских прав и обязанностей, лотерейный билет подтверждает
установление определенных гражданских прав и обязанностей между организатором
лотереи и покупателем билета. В частности, между организатором лотереи и ее участниками при продаже (покупке) лотерейных билетов
возникают отношения по продаже (покупке) услуг по розыгрышу призового фонда
лотереи. Таким образом, в качестве объекта обложения налогом с продаж выступают
услуги по розыгрышу призового фонда лотереи, которые продаются (покупаются)
путем продажи (покупки) лотерейных билетов.
Кроме того, согласно п.1 Временного
положения о лотереях в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 19.09.95 N 955 "Об упорядочении лотерейной
деятельности в Российской Федерации", участники лотереи признаны
собственниками лотерейных билетов, то есть собственниками имущества.
Согласно ст.209 Гражданского кодекса
Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и
распоряжения своим имуществом. Поэтому участник лотереи, покупая лотерейный
билет, одновременно приобретает право на участие в розыгрыше призового фонда, а
в случае выигрыша - право на получение приза. То есть лотерейный билет, по
нашему мнению, представляет собой нематериальное имущество участника лотереи. В
соответствии с п.3 ст.38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для
реализации. Таким образом, имеются основания в целях налогообложения признать
лотерейный билет товаром. Необходимо отметить, что именно данное обстоятельство
позволило включить лотерейные билеты в перечень товаров (работ, услуг),
освобождаемых по Закону Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О
налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) от этого
налога.
Что касается налога с продаж, то
Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" установлен обязательный перечень товаров
(работ, услуг), освобождаемых от налога с продаж. При этом лотерейные билеты
этим перечнем не предусмотрены. Поэтому при реализации за наличный расчет
лотерейных билетов на территории субъекта Российской Федерации, где действует
налог с продаж, стоимость билетов увеличивается на величину налога с продаж.
Кроме того, суммы налога с продаж, полученные от покупателей, должны быть
перечислены в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, а не
относиться на увеличение призового фонда лотереи.
Следует отметить, что согласно
вышеуказанному Федеральному закону законодательные (представительные) органы
субъектов Российской Федерации, принимая решение о введении налога с продаж,
могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация
которых освобождается от налогообложения. Поэтому лотерейные билеты,
реализуемые за наличный расчет, могут быть освобождены от налога с продаж при
условии включения их в перечень льготируемых товаров
(работ, услуг), устанавливаемый правовым (нормативным) актом по введению налога
с продаж на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
24.03.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ