Проблемная ситуация: Управление финансов администрации
области в связи со сложностями в практическом применении отдельных положений
части первой Налогового кодекса РФ просит дать разъяснения по нижеперечисленным
вопросам.
1. Имеют ли право органы государственной
власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в доле платежей,
подлежащей зачислению в соответствующие бюджеты, освобождать от уплаты
начисленных пени и штрафов (принимать решения о неначислении
пени) налогоплательщиков, которым задерживается финансирование из бюджета либо
несвоевременно оплачивается выполненный областной (муниципальный) заказ?
2. Имеют ли право органы государственной
власти субъектов РФ и органы местного самоуправления списывать долги по федеральным
налогам в части, зачисляемой в территориальный бюджет?
3. По всем ли основаниям, предусмотренным
п.2 ст.64 НК, при предоставлении отсрочки обязательно заключение договора
залога имущества?
4. Обязательно ли нотариальное
удостоверение договора залога, обеспечивающего отсрочку по уплате налогов и
сборов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 1999 г. N 04-01-10
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо с просьбой дать разъяснение по применению отдельных статей части
первой Налогового кодекса и по поставленным в письме вопросам сообщает
следующее.
По первому вопросу.
В соответствии с
п.1 ст.31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы
вправе предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций
за налоговые правонарушения, и при этом не предусмотрено право органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления освобождать от уплаты начисленных пени и штрафов, а также принимать
решения о неначислении пени.
Кроме того, необходимо отметить, что
налоговая санкция в виде штрафа налагается по решению суда и может быть
обжалована только в судебном порядке.
По второму вопросу.
Согласно ст.59 Налогового кодекса
Российской Федерации задолженность по налогам и сборам, признанная безнадежной,
списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам -
Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам
- соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления.
В настоящее время подготовлен и направлен
в Правительство Российской Федерации проект порядка списания невозможной ко взысканию задолженности по налогам и сборам в федеральный
бюджет, а также соответствующих пени и штрафов, после подписания которого
Правительством Российской Федерации станет возможным решение вопроса о
делегировании прав по списанию невозможной ко взысканию задолженности по
федеральным налогам и сборам в части, подлежащей зачислению в региональный или
местный бюджеты, соответствующим финансовым органам по представлению налоговых
инспекций.
По третьему вопросу.
По вопросу обязательного заключения
договора залога имущества при предоставлении отсрочки сообщаем, что согласно
п.5 ст.61 части первой Налогового кодекса Российской Федерации изменение срока
уплаты налога по решению уполномоченных органов может производиться как под
залог имущества, так и при наличии поручительства. Пункт 2 ст.64 вышеназванного
Кодекса предусматривает лишь перечень оснований, при наличии хотя бы одного из
которых лицу предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате налога.
В связи с этим, по нашему мнению, по
любому из оснований может быть заключен договор залога, равно как и по любому
из оснований в обеспечение исполнения обязательств может иметь место
поручительство.
По четвертому вопросу.
Порядок оформления залога имущества при
предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов определен ст.73
Налогового кодекса Российской Федерации. Исходя из п.п.2 и 7 этой статьи, можно
сделать вывод, что речь идет о гражданско-правовом договоре, к которому
применяются положения гражданского законодательства.
Согласно ст.339 Гражданского кодекса
Российской Федерации договор о залоге имущества или прав на имущество в
обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально
удостоверен, подлежит нотариальному удостоверению. Договор об ипотеке должен быть
зарегистрирован в порядке, установленном ст.29 Федерального закона от 21 июля
1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним". Несоблюдение вышеизложенных правил влечет
недействительность договора о залоге.
29.03.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ