Проблемная ситуация: Должна ли общественная
организация, не занимающаяся предпринимательской деятельностью, платить
транспортный налог, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на
содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 января 1996 г. N 04-05-17/5
Департамент налоговых реформ рассмотрел
Ваше письмо и сообщает.
1. В соответствии с
п.25"б" Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N
2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях
бюджетов различных уровней" транспортный налог включен в систему
федеральных налогов и взимается на всей территории Российской Федерации в
размере 1 процента от фонда оплаты труда предприятий, учреждений и организаций
(за исключением бюджетных), расположенных на территории Российской
Федерации.
Поскольку общественные организации к бюджетным не относятся, они являются плательщиками
транспортного налога на общих основаниях.
Порядок исчисления и уплаты транспортного
налога установлен Письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации
N ВЗ-4-15/39н и Министерства финансов Российской Федерации N 28 от 17 марта
1994 г.
2. Сбор на нужды образовательных
учреждений, взимаемый с юридических лиц, установлен на основе Закона Российской
Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и
дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" и входит в
перечень налогов, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации в
соответствии с п."г"
ст.20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации". При этом право
определения конкретного перечня плательщиков данного сбора, категорий
плательщиков, которые должны освобождаться от его уплаты, порядка и сроков
уплаты предоставлено органам законодательной (представительной) власти
субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим
законодательством сбор на нужды образовательных учреждений устанавливается
законодательными актами и решениями органов законодательной (представительной)
власти субъектов Российской Федерации, при этом ставки этого сбора не могут
превышать одного процента от годового фонда заработной платы юридических лиц,
расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что
до 1 января 1996 г. в нормативных документах, определяющих состав средств,
направляемых на потребление (Инструкция о составе средств, направляемых на
потребление, утвержденная Госкомстатом России 13.10.92 N 6-3/124) отсутствовало
такое понятие как фонд заработной платы, а предусматривался только фонд оплаты
труда, при исчислении сбора на нужды образовательных учреждений за базовую
величину объекта налогообложения принимался годовой фонд оплаты труда предприятий, учреждений и организаций.
Постановлением Госкомстата России от
10.07.95 N 89 утверждена Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат
социального характера, которая вводится в действие с 1 января 1996 г. С
введением указанной инструкции за базовую величину принимается фонд заработной
платы, рассчитанный в соответствии с данным постановлением.
3. Налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы установлен на основе пп."ч" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом Закона
Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы
Российской Федерации о налогах" от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 и входит в
перечень налогов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.
Данный налог взимается только с юридических лиц, расположенных на
подведомственной территории по ставке, не превышающей 1,5 процента от объема
реализации произведенной юридическими лицами продукции (работ, услуг).
Из исчисленной
суммы этого налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные
исходя из норм, устанавливаемых местными Советами народных депутатов, на
содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся
на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке
долевого участия.
Право определения конкретного перечня
плательщиков данного налога, категорий плательщиков, которые должны
освобождаться от его уплаты, порядка и сроков уплаты законодательством
предоставлено городским и районным органам местного самоуправления.
При рассмотрении вопроса относится ли
общественная организация к плательщикам сбора на нужды образовательных
учреждений и налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы следует руководствоваться решениями законодательных
(представительных) органов власти области и органов местного самоуправления
города, утвердившими положения по введению указанных налогов.
22.01.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ