Проблемная ситуация: Постановлением Правительства РФ
1998 г. ОАО установлено задание по государственному оборонному заказу на 1998
г. на поставки в области военно-технического сотрудничества с зарубежными
странами. По данному контракту предприятие получило авансовые платежи, на
которые начислен НДС. Авансовые платежи переведены в объеме, необходимом для
начала финансирования производства, без учета НДС. ОАО испытывает значительные
трудности, связанные с погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
В то же время ОАО должно получить
облигации ОВГВЗ пятой серии по договору с одним из своих контрагентов.
Возможно ли осуществить прямой зачет обязательств ОАО перед федеральным
бюджетом с обязательствами Минфина РФ по погашению ОВГВЗ? Указанные облигации
могут быть переведены на счет Минфина РФ с последующим списанием задолженности
ОАО перед федеральным бюджетом.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 апреля 1999 г. N 04-03-01
По поручению Правительства Российской
Федерации Минфин России совместно с МНС России рассмотрел Вашу просьбу о
проведении зачета облигациями ОВГВЗ пятой серии задолженности по налогу на
добавленную стоимость, начисленному по авансам, полученным в счет поставок на
экспорт продукции с длительным циклом производства, и сообщает.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 481 "Об
упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятий
и организаций - налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение
задолженности по ним" установлено, что с 1 мая 1996 г. прекращено
использование любых неденежных форм осуществления
налоговых и других платежей предприятий и организаций - налогоплательщиков в
федеральный бюджет, а также неденежных форм погашения задолженности по ним.
Кроме того, согласно ст.8 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 1999 г.,
налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с налогоплательщика в
денежной форме. При этом освобождение налогоплательщика от уплаты налога не
предусмотрено. В соответствии со ст.78 Кодекса зачеты по налогам допускаются
лишь в случаях наличия у налогоплательщиков переплаты по конкретному налогу и
только в счет погашения их задолженности по другим налогам и сборам, по пеням,
штрафам, а также в счет предстоящих платежей по налогу, излишне уплаченному в
бюджет.
Учитывая изложенное,
поддержать Вашу просьбу не представляется возможным.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии со ст.115 Федерального закона от 22 февраля 1999
г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 марта 1999 г. N 327 "О мерах по
реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" в
настоящее время разрабатывается порядок проведения реструктуризации
задолженности предприятий и организаций по налогам и сборам, подлежащим уплате в федеральный бюджет по состоянию на 1
января 1999 г.
Кроме того, Федеральным законом "О
внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость", принятым Государственной Думой 12 марта 1999 г., одобренным
Советом Федерации 17 марта 1999 г., предусмотрено исключение из оборота,
облагаемого этим налогом, авансовых и других платежей, полученных
предприятиями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров или выполнения
работ (услуг), освобожденных от налога в соответствии с пп."а" п.1 ст.5 настоящего Закона, длительность
производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в
порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации), по
контрактам, зарегистрированным МНС России.
01.04.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ