Проблемная ситуация: Каков порядок начисления
амортизации для целей налогообложения в настоящее время? Применяются ли
отдельные положения Указа Президента N 685 от 08.05.96 при решении этого
вопроса?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 1999 г. N 04-02-02
Министерство
финансов Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо по вопросам, связанным с
применением отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 8 мая
1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской
Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", и
сообщает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от
8 мая 1996 г. N 685 (п.п.3, 5, 7 и 10) установлен ряд положений, направленных
на существенные изменения в определении налогооблагаемой базы для исчисления
налога на прибыль. В частности, установлено, что налогоплательщики обязаны для
целей налогообложения применять новый порядок формирования затрат, в том числе
расчета амортизационных отчислений, и новый порядок формирования выручки от
реализации продукции (работ, услуг) - по методу начислений, которые должны
действовать в совокупности.
Перечисленные нормы Указа существенно
отличаются от действующих в настоящее время положений, а также соответствующих
норм части второй проекта Налогового кодекса Российской Федерации, принятой в
первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Проектом части первой Налогового кодекса
Российской Федерации предусматривался обязательный перевод всех предприятий и
организаций на формирование выручки от реализации продукции (работ, услуг) для
целей налогообложения по методу начислений. Однако в связи с рекомендациями
трехсторонней согласительной комиссии Государственной Думы из проекта
указанного Кодекса данная норма была исключена. В результате в части первой
Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 1999 г.,
не содержится положений об определении всеми налогоплательщиками выручки от
реализации продукции (работ, услуг) по методу начислений.
Необходимо также
отметить, что в соответствии с п.6 Указа Президента от 8 мая 1996 г. N 685
Министерством финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами был разработан проект федерального закона о
порядке учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг),
определения финансовых результатов деятельности предприятий и распределения их
доходов, необходимый для исполнения основополагающих положений этого Указа по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), включая
начисление амортизации.
Учитывая, что
Государственной Думой в 1997 г. был принят в первом чтении Налоговый кодекс
Российской Федерации, в одном из разделов которого определялся порядок
формирования затрат для целей налогообложения, Правительством Российской
Федерации 3 июля 1997 г. было направлено письмо Президенту Российской Федерации
с просьбой не вносить на рассмотрение проект названного выше федерального
закона. Согласие Президента Российской Федерации
по данному вопросу было получено Правительством Российской Федерации 11 июля
1997 г.
Принимая во
внимание позицию Федерального Собрания Российской Федерации о преждевременном
переводе всех предприятий на метод формирования выручки от реализации продукции
(работ, услуг) "по отгрузке" и во избежание не компенсируемых потерь
бюджета в случае применения предусмотренного вышеназванным Указом порядка
формирования затрат по методу "начислений" без адекватного перехода
на формирование доходов по такому же методу, Министерство финансов Российской
Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Государственной налоговой службой
Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по
статистике и Министерством юстиции Российской Федерации дважды вносило в
Правительство Российской Федерации проект указа Президента Российской Федерации
"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996
г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской
Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" в
части отмены действия п.п.3, 5, 7 и 10.
Позиция Министерства финансов Российской
Федерации и заинтересованных министерств и ведомств была поддержана
Правительством Российской Федерации в его обращении на имя Президента
Российской Федерации.
В связи с изложенным практическое
применение норм Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685
осложнилось.
В настоящее время нормативными
документами по бухгалтерскому учету определено, что организация самостоятельно
при принятии к бухгалтерскому учету амортизируемых в установленном порядке
объектов основных средств определяет срок полезного использования объекта
основных средств при его отсутствии в технических
условиях или неустановлении в централизованном
порядке, способ амортизации и норму амортизации.
Положением о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, с учетом
внесенных в него изменений и дополнений, установлено (пп."х" п.2), что в себестоимость продукции (работ,
услуг) включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных
производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке.
Вызывает сомнение правомерность признания
нормами амортизации, утвержденными в установленном порядке, тех норм, которые
определяются самим предприятием по конкретным объектам основных средств, при
наличии норм амортизации по этим же объектам, установленных Постановлением
Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.
Учитывая
изложенное, до утверждения Правительством Российской Федерации экономически
обоснованного перечня групп амортизируемого имущества и изменения действующих
норм амортизационных отчислений, а также внесения соответствующих изменений в
указанное выше Положение о составе затрат начисление амортизации для целей
налогообложения, по нашему мнению, должно производиться всеми
налогоплательщиками линейным способом по единым нормам амортизационных
отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства,
утвержденным Постановлением Совета Министров
СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.
06.04.99 Министр финансов
Российской Федерации
М.М.ЗАДОРНОВ