Проблемная ситуация: Распространяются
ли на частнопрактикующих нотариусов требования нормативных актов в части
принятия к учету затрат по приобретению ОС в неполном объеме и списания их
стоимости по механизму амортизации, предусмотренному Положением о составе
затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли?
Применимо ли понятие "Основные
средства" к затратам нотариуса по приобретению служебных помещений, их
капремонту и т.д.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 1999 г. N 04-04-06
В связи с Вашим запросом Департамент
налоговой политики сообщает следующее.
Налогообложение нотариусов, занимающихся
частной практикой, осуществляется в соответствии со ст.12 Закона Российской
Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических
лиц" с учетом внесенных изменений и дополнений.
Состав расходов у
нотариусов, занимающихся частной практикой, связанных с извлечением дохода,
определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, с учетом изменений и
дополнений, внесенных Постановлениями
Правительства от 1 июля 1995 г. N 661, от 20 ноября 1995 г. N 1133, от 14
октября 1996 г. N 1211, от 22 ноября 1996 г. N 1387, от 11 марта 1997 г. N 273
и от 31 декабря 1997 г. N 1672. В состав затрат включаются документально
подтвержденные фактически произведенные расходы.
Согласно пп."х" п.2 данного Положения о составе затрат в
себестоимость продукции включаются и амортизационные отчисления на полное
восстановление имущества, используемого для занятий предпринимательской
деятельностью, по нормам, утвержденным в установленном порядке.
Нотариусы,
занимающиеся частной практикой, прошедшие в установленном порядке
государственную регистрацию, могут иметь в собственности здания, сооружения или
иное недвижимое имущество (отнесенное к основных средствам), используемое для
целей занятия предпринимательской деятельностью.
В этом случае расходы на приобретение
этого имущества в состав затрат нотариуса, связанных с извлечением дохода, в
полном объеме не включаются.
Имущество, используемое частными
нотариусами в процессе осуществления своей деятельности, учитывается по первоначальной
стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретение, и включается в
расходы нотариуса в виде амортизационных отчислений по установленным нормам.
Стоимость этого имущества у нотариуса
погашается путем начисления износа (амортизационной стоимости) и списывается в
состав расходов предпринимателей в течение нормативного срока их полезного
использования по нормам, утвержденным в установленном законодательством
порядке.
Суммы, направленные нотариусами,
занимающимися частной практикой, на капитальный ремонт здания, используемого в
процессе осуществления своей деятельности, полностью включаются в расходы
нотариуса, причем стоимость произведенного ремонта не увеличивает оценку
имущества (здания).
По имуществу, сданному в аренду без права
выкупа, амортизационные отчисления производятся арендодателем в
общеустановленном порядке.
16.04.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ