Проблемная ситуация: ОАО осуществляет посреднические
услуги в рамках договора комиссии по оформлению сделок купли-продажи
нефтепродуктов, иных товаров и услуг через АЗС и иные торговые точки.
Существует наличная и безналичная форма оплаты стоимости отпускаемых продавцом
нефтепродуктов, товаров и услуг.
Каков порядок применения налога с продаж
в случае продажи товаров через посредника, участвующего в расчетах, и в случае,
когда он не участвует в расчетах? Как оформляются платежные документы в целях
применения налога с продаж?
Правильно ли мы считаем, что продавец
уплачивает налог с продаж не с момента получения предоплаты, а с момента
фактической реализации товаров и услуг клиенту (получение нефтепродуктов на
АЗС)?
Правильно ли мы считаем, что при продаже
товаров, в т.ч. ГСМ, в организациях розничной
торговли юридическим лицам по безналичному расчету налог с продаж применять не
следует?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 мая 1999 г. N 04-03-13
В связи с Вашим письмом Департамент
налоговой политики сообщает.
При оформлении платежных документов в
целях применения налога с продаж необходимо учитывать следующее.
Согласно Федеральному закону от 31.07.98
N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров
(работ, услуг), реализуемых в розницу или за наличный расчет оптом. Согласно
данному Закону налог с продаж взимается с покупателей товаров и уплачивается в
бюджет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на
территории которого действует данный налог и осуществляется фактическая продажа
товаров. При этом льгот и исключений при продаже товаров в рамках договора
комиссии (поручения), не установлено. Кроме того, согласно указанному Закону
налог с продаж должен применяться к полной цене продажи товара.
Учитывая изложенное,
при продаже товаров покупателям через посредника (комиссионера или
поверенного), участвующего в расчетах и получающего от покупателя оплату за
товар с учетом налога с продаж, этот налог должен уплачиваться в бюджет
посредником.
В случае, если
согласно условиям договора посредник (комиссионер, поверенный) не участвует в
расчетах и продажа товаров покупателям производится собственником товаров
(комитентом, доверителем), то налог с продаж должен взиматься с покупателей
собственником товаров и уплачиваться им в бюджет. При этом налог взимается
исходя из полной цены продажи товара, включающей вознаграждение посредника.
Что касается вопроса применения налога с
продаж при получении авансовых платежей, поступивших в счет предстоящей
поставки товаров, то, по нашему мнению, на основании вышеуказанного
Федерального закона эти денежные средства налогом с продаж облагать не следует
до момента фактической продажи (передачи) товаров покупателю.
По вопросу применения налога с продаж при
приобретении товаров (в том числе горюче-смазочных материалов) юридическими
лицами по безналичному расчету, в том числе в организациях розничной торговли,
сообщаем.
Действующим законодательством по налогу с
продаж определение оптовой и розничной торговли не предусмотрено. Вместе с тем
согласно Письму Госкомстата России от 08.11.95 N 17-1-17/1947 в соответствии с
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и
услуг (ОКДП) к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров для
личного потребления или домашнего использования. К оптовой торговле относится
деятельность по продаже товаров розничным продавцам, промышленным,
коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим
оптовым торговцам. В связи с этим поддерживаем Ваше мнение о том, что при
продаже товаров в организациях розничной торговли юридическим лицам по
безналичному расчету налог с продаж применять не следует.
Необходимо отметить, что согласно
вышеназванному Федеральному закону конкретный порядок уплаты налога с продаж
предоставлено право определять законодательным
(представительным) органам субъектов Российской Федерации.
13.05.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н.А.КОМОВА