Проблемная ситуация: Администрация области просит
разъяснить, имеет ли право ГНС по округу предоставлять администрации округа
данные:
- о задолженности
по налоговым платежам в разрезе налогоплательщиков;
- о поступлении налоговых платежей в окружной и местные бюджеты в разрезе налогоплательщиков?
С момента введения в действие части
первой НК РФ налоговая служба отказывает в предоставлении сведений по
налогоплательщикам, касающихся задолженности по налоговым платежам и
перечисления их в бюджеты различных уровней, тем самым лишая администрацию
округа возможности проводить целенаправленную работу по уменьшению недоимки.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 1999 г. N 04-00-11
Департамент налоговой политики рассмотрел
вопрос о применении института "налоговой тайны" и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.102 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые
полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением
сведений, перечисленных в указанном пункте, в том числе о нарушениях
законодательства о налогах и сборах.
Согласно п.п.1 и 5 ст.45 части первой
Налоговой кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и сбора
должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и
сборах (либо досрочно). Таким образом, уплата налога или сбора в более поздние
по сравнению с предусмотренными законодательством о налогах и сборах сроки
является нарушением установленного в вышеуказанной статье порядка исполнения
обязанности по уплате налога и сбора.
В п.3 Положения о
Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. N 340 (в ред. Указов
Президента Российской Федерации от 06.04.94 N 667, от 16.12.94 N 2180, от
22.07.98 N 866), предусмотрено, что Государственная налоговая служба Российской
Федерации и ее органы на местах в своей деятельности руководствуются
Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Законом
РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О Государственной налоговой службе
РСФСР", другим законодательством Российской Федерации и республик в ее
составе, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, Верховных Советов
республик в составе Российской Федерации, постановлениями и решениями
Правительства Российской Федерации, постановлениями и решениями органов
государственной власти краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах по налоговым
вопросам в пределах предоставленных им прав и указанным Положением.
Исходя из смысла
ст.4 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", а также
в соответствии с п.4 вышеуказанного Положения налоговые органы взаимодействуют
с соответствующими органами государственной власти и управления республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах в процессе
государственной регистрации предприятий, контроля за исполнением решений по вопросам налогообложения, координации работы по сбору необходимой
информации для составления соответствующих бюджетов.
В п.5 указанного
Положения предусмотрено, что Государственная налоговая служба Российской
Федерации ежеквартально информирует Президента Российской Федерации и
Правительство Российской Федерации, а ее органы на местах информируют соответствующие
органы государственной власти и управления республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах о соблюдении налогового
законодательства (в условиях действия части первой Налогового кодекса Российской Федерации - законодательства о
налогах и сборах) на их территории и о налогах и платежах, поступивших в
соответствующие бюджеты.
Полагаем важным
отметить, что согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от
27 февраля 1999 г. N 254 "Вопросы Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
является правопреемником Государственной налоговой службы Российской Федерации
в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности
Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Учитывая
изложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с частью второй
ст.7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, которые
согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных
законов, считаем, что налоговые органы должны предоставлять уполномоченным
органам необходимую для осуществления их функции информацию согласно п.5
действующего Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации.
20.05.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ