Проблемная ситуация: ЗАО, основной вид деятельности
которого - строительство объектов производственного назначения, имеет статус
"малого предприятия" и пользуется льготой по уплате налога на
прибыль.
ОАО, основной вид деятельности которого - промышленное производство, указанной льготой не
пользуется.
В июне 1999 г., спустя четыре с половиной
года деятельности ЗАО, планируется реорганизация ЗАО в форме присоединения к
ОАО без прекращения строительной деятельности, т.е. не будет прекращено
исполнение обязательств по заключенным договорам, не будет произведено
сокращение штатов работников-строителей и т.п. Доля выручки от строительной
деятельности у организации после завершения процедуры реорганизации будет менее
90% от общей суммы выручки от реализации.
1. Возникает ли у ЗАО обязанность по
исчислению и внесению в бюджет налога на прибыль?
2. Возникает ли у ЗАО обязанность по
исчислению и внесению в бюджет налога на прибыль в порядке и размере,
предусмотренных ч.2 п.4 ст.6 Закона N 2116-1, при присоединении ОАО к ЗАО?
3. Возникает ли обязанность по исчислению
и внесению в бюджет налога на прибыль в порядке и размере, предусмотренных
ч.2 п.4 ст.6 Закона N 2116-1, у организации, пользующейся льготой, если она в
процессе хозяйственной деятельности превысила численность работающих свыше
значения, установленного для приобретения статуса малого предприятия?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 мая 1999 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
1, 2. Как видно из Вашего письма, ЗАО
пользовалось льготой, установленной в соответствии с действующим
законодательством по налогу на прибыль для малых предприятий. Вместе с тем в
июне текущего года предполагается присоединение ЗАО к ОАО.
В соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации (ст.57 и п.2 ст.58) присоединение одного юридического лица
к другому юридическому лицу является одной из форм реорганизации юридического
лица. При этом к другому юридическому лицу переходят права и обязанности
присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Присоединенное юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в
единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности
присоединенного юридического лица.
Законодательством Российской Федерации о
налогообложении прибыли установлено, что льготы не предоставляются малым
предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий,
их филиалов и структурных подразделений. Установлено, что при
прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были
предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня
государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном
размере за период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных
платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в
соответствующих отчетных периодах, подлежит
внесению в федеральный бюджет.
Вместе с тем в случае присоединения ОАО к
ЗАО указанные налоговые обязательства (предусмотренные абз.4 п.4 ст.6 Закона
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"),
по нашему мнению, у ЗАО не возникают.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" и п.п.3 и 5 ст.84 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации организации обязаны уведомлять
налоговый орган, в котором они состоят на учете, об изменениях в уставных и
других учредительных документах в 10-дневный срок с момента регистрации
изменений в учредительных документах.
В случае ликвидации или реорганизации организации снятие с учета производится
налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
3. Законом Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что критерии
отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность
работников) устанавливаются Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ
"О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации". Для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к
малым предприятиям определяются исходя из фактических показателей за
соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
Таким образом, в
случае превышения малым предприятием численности работающих (установленной п.1
ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ) это предприятие теряет
право на льготу, предусмотренную действующим законодательством о
налогообложении прибыли, на период, в течение которого допущено указанное
превышение, нарастающим итогом, и, следовательно, в этом периоде у малого
предприятия возникает обязанность уплаты налога на прибыль в общеустановленном порядке.
27.05.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ