Проблемная ситуация: Возможно ли освобождение от
налога на добавленную стоимость и спецналога
стоимости выкупаемого в порядке приватизации имущества муниципальных
предприятий?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 января 1996 г. N 04-03-01
Министерство финансов Российской
Федерации по поручению Правительства Российской Федерации рассмотрело Ваше
обращение по вопросу освобождения от налога на добавленную стоимость и спецналога стоимости выкупаемого в порядке приватизации
имущества муниципальных предприятий и по согласованию с Государственной
налоговой службой Российской Федерации сообщает следующее.
В соответствии с пп."д" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость
освобождается стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества
государственных предприятий. Действующим налоговым законодательством не
предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость стоимости
выкупаемого в порядке приватизации имущества муниципальных предприятий.
Согласно ст.ст.212, 214, 215 Гражданского Кодекса Российской
Федерации, принятого Государственной Думой 21 октября 1994 г., а также ранее
действующему Закону РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР"
муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности и
является самостоятельной формой собственности.
В настоящее время в Государственной Думе
Российской Федерации находится на рассмотрении проект Федерального Закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость", которым предусмотрено освободить от
налога на добавленную стоимость выкупаемое в порядке приватизации имущество
муниципальных предприятий.
Вместе с тем, в
связи с многочисленными обращениями комитетов по управлению имуществом и фондов
имущества о невзимании налога на добавленную
стоимость и спецналога со стоимости выкупаемого в
порядке приватизации имущества муниципальных предприятий ввиду неуплаты их в
бюджет, а также учитывая, что все средства, полученные от продажи
вышеназванного имущества, распределены по соответствующим нормативам в
установленном законодательством порядке, Министерством финансов Российской
Федерации и Государственной налоговой службой
Российской Федерации был внесен на рассмотрение в Правительство Российской
Федерации вопрос о невзыскании этих налогов и сумм
штрафов с налогоплательщиков по оборотам, связанным с продажей в порядке
приватизации имущества муниципальных предприятий, с истекшими сроками платежа.
При этом отмечалось, что начиная с оборотов по реализации муниципального
имущества за октябрь 1995 г. до срока введения в действие в установленном
порядке вышеназванной льготы налог на добавленную стоимость (а спецналог до 1 января 1996 г.) должен взиматься в
соответствии с действующим законодательством.
Согласно решению Правительства Российской
Федерации о поддержке предложения Минфина России и Госналогслужбы России по
вышеуказанному вопросу, Министерством финансов Российской Федерации и Государственной
налоговой службой Российской Федерации от 14.11.95 N 04-03-11, ВЗ-6-05/593 было
направлено разъяснение государственным налоговым инспекциям по субъектам
Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также принимая во
внимание, что согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предоставление
льгот по федеральным налогам осуществляется на уровне законодательных органов
власти путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт
по конкретному налогу, освобождение от налога на добавленную стоимость
выкупаемого в порядке приватизации имущества муниципальных предприятий
возможно только после внесения соответствующего дополнения в Закон Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
30.01.96 Заместитель Министра
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ