Проблемная ситуация: Банк просит предоставить
разъяснения по следующим вопросам.
1. По п.3 ст.45 и п.5 ст.46 Налогового
кодекса:
1.1. Имеют ли право налоговые органы
выставлять банкам инкассовые поручения в иностранной валюте при обязанности
налогоплательщиков уплачивать налоги в валюте РФ?
1.2. Каков порядок взыскания налоговыми
органами недоимки при отсутствии денежных средств на рублевых расчетных счетах
и при наличии средств на валютных счетах?
2. Является ли обязательным для налоговых
органов указание в инкассовых поручениях в поле "Назначение платежа"
периода возникновения задолженности и ссылки на дату и номер документа, являющегося
основанием для бесспорного взыскания, либо достаточно указания налоговыми
органами в инкассовых поручениях только вида недоимки и ее суммы?
3. Является ли нарушением проведение
банком операций по специальному транзитному валютному счету клиента при наличии
картотеки N 2 на его текущем валютном счете?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июня 1999 г. N 04-01-10
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и по поставленным вопросам сообщает следующее.
По пункту 1.1. Согласно п.5 ст.46 части
первой Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога может
производиться с рублевых (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика
или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов, если иное не
установлено настоящим пунктом.
Наличие такого
положения дает основания налоговому органу требовать от банка, в котором
налогоплательщик имеет валютный счет, исполнения инкассового поручения за счет
иностранной валюты, находящейся на этом счете, а банку списывать без согласия
владельца счета необходимое количество валютных средств и осуществлять их
продажу для последующего перечисления в бюджет соответствующей суммы в валюте
Российской Федерации.
По пункту 1.2. Частью первой Налогового
кодекса установлены нормы, регламентирующие порядок взимания в бюджет недоимок
по налогам и другим обязательным платежам с текущих валютных счетов предприятий
при отсутствии средств на их расчетных счетах в рублях.
При этом списание с валютных счетов
налогоплательщика или налогового агента будет производиться в сумме,
эквивалентной сумме платежа в рублях. Одновременно с инкассовым поручением
налоговый орган не позднее следующего дня направляет поручение банку на продажу
валюты налогоплательщика.
Вместе с тем отсутствие возможности взыскать
сумму налога и пени за счет продажи иностранной валюты не дает налоговому
органу право требовать от банка перечисления в бюджет самой иностранной валюты
в сумме, эквивалентной рублевой задолженности.
По пункту 2. В соответствии с Указанием
Центрального банка Российской Федерации от 03.12.97 N 51-У при оформлении
инкассового поручения (распоряжения) в поле "Назначение платежа"
указывается наименование взыскания, ссылка на законодательный акт,
наименование, номер и дата документа, на основании которого производится
взыскание.
По пункту 3. Согласно Указанию
Центрального банка Российской Федерации от 20.10.98 N 383-У (в ред. Указания ЦБ
РФ от 02.12.98 N 435-У) специальный транзитный валютный счет открывается
уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых
резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной
продажи. При этом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
15.03.99 N 334, 75% валютной выручки подлежит обязательной продаже на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации через банки и другие кредитные организации.
Оставшиеся 25% валютной выручки подлежат зачислению на текущий валютный счет.
При зачислении валютной выручки на
транзитный валютный счет юридического лица
уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом
юридическое лицо с приложением выписки по транзитному валютному счету.
По получении указанного извещения
юридическое лицо дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу
валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой
текущий валютный счет.
При наличии неоплаченных расчетных
документов, предъявленных к текущему счету, помещенных в картотеку, оставшаяся
часть валютной выручки направляется в установленном порядке на погашение
неоплаченных расчетных документов.
Учитывая изложенное, проведение
уполномоченным банком операций по специальному транзитному валютному счету или
по транзитному валютному счету резидента из-за недостаточности средств на его
текущем счете является нарушением действующего законодательства.
11.06.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ