Проблемная ситуация: Каков порядок
предоставления дополнительных льгот по налогам органами государственной власти
субъектов РФ начиная с 1 января 1999 г., в частности по налогу на
прибыль, налогу на пользователей автодорог, налогу с владельцев
автотранспортных средств, по плате за пользование водными объектами и по
платежам за право пользования недрами, налогу на имущество?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июня 1999 г. N 04-02-04/1
Департамент налоговой политики в связи с
Вашим запросом сообщает следующее.
До введения в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации на основании ст.1
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации имели
право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм
налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в
их бюджеты. Соответствующая норма была предусмотрена
п.9 ст.6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций".
Вместе с тем с 1 января 1999 г. на
основании пп.3 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы только при наличии
оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст.56 Налогового кодекса
Российской Федерации нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие
основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут
носить индивидуального характера. В исключительных случаях нормативным правовым
актом законодательства о налогах и сборах Российской Федерации для
налогоплательщика может быть установлена индивидуальная льгота, в том числе:
по федеральным налогам - только в
отношении части налога, поступающей в федеральный бюджет;
по региональным налогам - нормативным
правовым актом законодательства о налогах и сборах субъекта Российской
Федерации - в части налога, поступающей в региональный бюджет;
по местным налогам - нормативным правовым
актом представительного органа местного самоуправления по местным налогам - в
части налога, поступающей в местный
бюджет.
Федеральным законом
от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", введенным
в действие с 01.04.99, п.9 ст.6 Закона Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" изложен в новой редакции, согласно
которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять
льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой
Налогового кодекса Российской Федерации.
Так как согласно
ст.7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные
нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не
вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 указанного
Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой
Налогового кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации утратили право устанавливать
дополнительные льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций,
являющемуся федеральным налогом, не с 1 апреля, а с 1 января 1999 г.
Вместе с тем
следует иметь в виду, что если дополнительная налоговая льгота по налогу на
прибыль установлена органом государственной власти субъекта Российской
Федерации до 01.01.99, она продолжает действовать в последующие налоговые периоды
вплоть до ее отмены соответствующим нормативным правовым актом законодательства
о налогах и сборах субъекта Российской Федерации, так как согласно ст.57
Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной
силы не имеют, а п.2 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации
предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие
новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или
плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом сказанного выше с 1 января 1999
г. органы представительной (законодательной) власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать
дополнительные льготы по налогу на прибыль в части платежей, зачисляемых в
бюджет субъекта и местные бюджеты.
Кроме того, органы представительной
(законодательной) власти субъектов Российской Федерации с 1 января 1999 г. не
вправе устанавливать льготы по федеральным налогам, служащим источниками
образования дорожных фондов, взимаемым за право пользования недрами, водными
объектами, а органы местного самоуправления, соответственно, по налогу на
имущество предприятий, являющемуся региональным налогом.
15.06.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ