Проблемная ситуация: Управление
финансов администрации области просит дать разъяснение по применению ст.56 ч.1
НК РФ и ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и
организаций", а именно: имеют ли право органы государственной власти
субъектов РФ в исключительных случаях устанавливать индивидуальные льготы по
налогу на прибыль в отношении той части налога, которая поступает в бюджет
субъекта?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 1999 г. N 04-02-04/1
Департамент налоговой политики в связи с
Вашим запросом сообщает следующее.
До введения в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации на основании ст.1
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации
имели право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах
сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской
Федерации в их бюджеты. Соответствующая
норма была предусмотрена п.9 ст.6 Закона Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций".
Вместе с тем с 1 января 1999 г. на
основании пп.3 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы только при наличии
оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст.56 Налогового кодекса
Российской Федерации нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие
основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить
индивидуального характера. В исключительных случаях нормативным правовым актом
законодательства о налогах и сборах Российской Федерации для налогоплательщика
может быть установлена индивидуальная льгота, в том числе:
по федеральным налогам - только в отношении
части налога, поступающей в федеральный бюджет;
по региональным налогам - нормативным
правовым актом законодательства о налогах и сборах субъекта Российской
Федерации - в части налога, поступающей в региональный бюджет;
по местным налогам - нормативным правовым
актом представительного органа местного самоуправления по местным налогам - в
части налога, поступающей в местный
бюджет.
Федеральным законом
от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", введенным
в действие с 01.04.99, п.9 ст.6 Закона Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" изложен в новой редакции, согласно
которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут
предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены
частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Так как согласно
ст.7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные
нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не
вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 указанного
Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой
Налогового кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации утратили право устанавливать
дополнительные льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций,
являющемуся федеральным налогом, не с 1 апреля, а с 1 января 1999 г.
Вместе с тем
следует иметь в виду, что, если дополнительная налоговая льгота по налогу на
прибыль установлена органом государственной власти субъекта Российской
Федерации до 01.01.99, она продолжает действовать в последующие налоговые
периоды, вплоть до ее отмены соответствующим нормативным правовым актом
законодательства о налогах и сборах субъекта Российской Федерации, так как
согласно ст.57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые
налоги или ухудшающие
положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, а п.2 ст.5 Налогового
кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о
налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие
положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не
имеют.
С учетом сказанного выше с 1 января 1999
г. органы представительной (законодательной) власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать
дополнительные льготы по налогу на прибыль в части платежей, зачисляемых в
бюджет субъекта и местные бюджеты.
23.06.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ