Проблемная ситуация: В целях правильного исчисления
налога на прибыль просим проконсультировать по следующему вопросу.
По п.1 Положения о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (ред. от 11.09.98), для целей
налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом
утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
В соответствии с пп."и" п.2 названного Положения затраты на
командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по
оформлению заграничных паспортов и других выездных документов, а также оплата
услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией, в
тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными
инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления
производством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты
по управлению производством.
Из вышеизложенного
возникают следующие вопросы. Существуют ли какие-то нормы по расходам на
оформление заграничных паспортов и других выездных документов? Имеется ли
документ, где приводится установленный для целей налогообложения перечень
"других выездных документов"? Могут ли рассматриваться услуги,
осуществляемые сторонними организациями по предоставлению переводчика,
бронированию номеров, авиабилетов, сопровождению, обеспечению транспортом и
т.п., в качестве затрат по управлению производством? Принимаются ли в этом случае
для целей налогообложения следующие документы: договор со сторонней
организацией с перечнем оказываемых ею услуг, акт приемки выполненных работ по
данному договору, платежное поручение с банковской отметкой об оплате
выполненных работ? Если нет, то какими документами
названные расходы должны быть подтверждены?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 1999 г. N 04-00-11
Департамент налоговой политики совместно
с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел
поставленные Вами вопросы об учете при исчислении налога на прибыль расходов,
связанных с заграничными командировками, и разъясняет следующее.
В соответствии с
п.1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992
г. N 552 (с изменениями и дополнениями), для целей налогообложения
произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в
установленном порядке
лимитов, норм и нормативов. При этом такая корректировка производится только по
тем расходам, ограничение (нормирование) которых предусмотрено в соответствии с
этим Положением.
В соответствии с пп."и" п.2 названного Положения затраты на
командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по
оформлению заграничных паспортов и других выездных документов, а также оплата
услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией, в
тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными
инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления
производством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты
по управлению производством.
Таким образом, основным условием для
того, чтобы затраты организаций на командирование работников, в том числе и в
зарубежные командировки, могли учитываться в составе затрат и приниматься в
целях налогообложения прибыли, является действительная производственная
необходимость таких командировок для осуществления хозяйственной деятельности
организации. Поэтому по результатам командировки командированными сотрудниками
должен быть составлен развернутый отчет, в котором должны найти отражение как цели командировки, так и ее результаты. Такой
отчет должен быть утвержден руководителем организации.
Что касается расходов на командирование
сотрудников, то они принимаются в объеме фактически произведенных расходов
организации на эти цели за исключением той части таких расходов, которые
подлежат нормированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и
принимаются в пределах утвержденных норм. В настоящее время применительно к
командировкам такие нормы действуют только в отношении суточных за время
нахождения работников в командировке.
Рассматривая данный вопрос, следует также
учитывать, что не существует какого-либо нормативного документа, в котором бы
давался четкий и исчерпывающий перечень расходов организации, связанных с
командированием работников как внутри Российской Федерации, так и за ее
пределы.
Так, по нашему мнению, в составе расходов
на командировки должны приниматься в полном объеме фактически произведенные
затраты на оформление заграничных паспортов и других выездных документов
работников. При этом следует иметь в виду, что какого-либо нормативно
установленного перечня таких "выездных документов" в настоящее время
не существует.
Так же могут быть учтены в составе
расходов на командировки затраты организации по оплате труда переводчика,
бронированию гостиничных номеров и авиабилетов, сопровождению, обеспечению
транспортом в месте пребывания работника в командировке и иные подобные расходы.
При этом такие расходы могут быть приняты и в том случае, когда комплекс услуг,
непосредственно связанных с командированием работников, предоставляется
сторонней организацией, с которой у организации, пославшей своего работника в
командировку, заключен договор на выполнение соответствующих услуг.
Следует, однако,
иметь в виду, что необходимым условием для учета указанных расходов в составе
затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, является соблюдение
установленного порядка документального подтверждения таких расходов
применительно к п.п.12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина
России от 29 июля 1998 г. N 34н. При этом в
качестве подтверждающих документов могут выступать наряду с договором со
сторонней организацией, в котором приведен перечень оказываемых ею услуг, также
акт приемки выполненных работ по этому договору и платежное поручение с
банковской отметкой об оплате выполненных работ.
При этом следует иметь в виду, что
налоговый орган при осуществлении налоговой проверки вправе потребовать от
организации дополнительные доказательства обоснованности произведенных
организацией расходов на командирование ее работников, особенно в тех случаях,
когда размер таких расходов существенно превосходит обычный (общепринятый)
уровень расходов на подобные командировки. Поэтому в случае
осуществления услуг по обеспечению командировки другой организацией в качестве
дополнительного условия в договоре должна быть предусмотрена передача последней
одновременно с подписанием акта на выполнение работ (услуг) и копий первичных
документов (счетов, квитанций, чеков и т.п.), связанных с осуществлением
сторонней организацией обязанностей, предусмотренных договором на осуществление
услуг по обеспечению командирования работников.
24.06.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ