Проблемная ситуация: Согласно п.5 ст.3 Налогового
кодекса РФ "...ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать
налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными
настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные настоящим
Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим
Кодексом".
Согласно ст.2
Федерального закона РФ N 147-ФЗ "...впредь до введения в действие
ст.ст.13, 14, 15 части первой Налогового кодекса установить, что налоги, сборы,
пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные
ст.ст.19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", не
взимаются".
Должно ли акционерное общество исчислять
с 1 января 1999 г. обязательные отчисления для пожарной охраны от общей сметной
стоимости работ по строительству, капремонту и других объектов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 1999 г. N 04-00-11
Рассмотрев Ваше письмо о правомерности
применения обязательных отчислений для пожарной охраны после введения в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент
налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии со ст.8 части первой
Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований. По нашему мнению,
обязательные отчисления для пожарной охраны обладают вышеуказанными признаками
налога.
Согласно пп.1 п.1
ст.23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные
налоги, а в силу ст.1, п.5 ст.3 и п.1 ст.17 Кодекса налог считается
установленным лишь в том случае, когда соответствующим актом законодательства о
налогах и сборах в установленном порядке определены налогоплательщики и все
существенные элементы налогообложения.
В связи с введением
в действие части первой Кодекса в соответствии со ст.7 Федерального закона
"О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты,
действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов,
утративших силу, определенный ст.2 указанного Федерального закона, действуют с
1 января 1999 г. в части, не противоречащей
части первой Кодекса.
В силу пп.11 п.1 ст.21 части первой
Кодекса организации и физические лица имеют право не
выполнять неправомерные акты, не соответствующие Кодексу, в том числе в
соответствии с его ст.6, акты, которые отменяют или ограничивают права
налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, изменяют
определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, разрешают или допускают действия,
запрещенные Кодексом, иным образом противоречат общим началам и (или)
буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.
В ст.2 Федерального
закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" предусмотрено, что впредь до введения в действие ст.ст.13, 14 и
15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или
внебюджетный фонд, не установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются, а в ч.3 п.5 ст.3 части первой
Кодекса установлено, что ни на кого не может быть возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными
Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо
установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
В Постановлении
Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах,
связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" указанными судами высказана их правовая позиция относительно
вопроса о правомерности уплаты взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды, согласно которой рассмотренное выше правило, установленное
в ст.2 Федерального закона "О
введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации",
не распространяется на обязательные взносы во внебюджетные социальные фонды
Российской Федерации, поскольку обязанность уплаты указанных взносов
установлена специальными актами законодательства.
Аналогичная позиция может быть выражена
относительно применяемых обязательных отчислений для пожарной охраны и других
обязательных взносов, обладающих признаками налога или сбора, но не
установленных ст.ст.19-21 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
Принимая во
внимание, что рассмотренная проблема, а также иные сложности возникли после
введения в действие части первой Кодекса в отрыве от его части второй,
полагаем, что впредь до введения в действие части второй Кодекса на
законодательном уровне разрешения существующих противоречий и заполнения
правовых пробелов, а также обеспечения реализации в полном объеме принципов,
предусмотренных в части первой Кодекса, следует соблюдать действующее законодательство и уплачивать предусмотренные им обязательные взносы.
02.07.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ