Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
налогообложения доходов, получаемых резидентами Российской Федерации в виде
процентов по облигациям внешних облигационных займов, с учетом требования,
устанавливающего, что получателями процентов не могут быть резиденты Российской
Федерации (кроме физических лиц).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 1999 г. N 04-02-04/1
В Департаменте налоговой политики
рассмотрено Ваше письмо по вопросу налогообложения доходов, получаемых
резидентами Российской Федерации в виде процентов по облигациям внешних
облигационных займов, и сообщается следующее.
Размещение и
обращение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации 1997-1998
гг., выпущенных в целях привлечения финансовых ресурсов с международных рынков
капитала в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от
23 января 1997 г. N 71 и от 14 марта 1998 г. N 302, было осуществлено по схеме,
согласно которой выпуск облигаций оформлен в виде глобального сертификата, держателем
которого является клиринговая или
депозитарная организация - резидент государства, с которым у Российской
Федерации имеется международный договор об избежании
двойного налогообложения, и такой международный договор предусматривает в
Российской Федерации (государстве - источнике выплаты дохода) освобождение от
налога на доход доходов в виде процентов, полученных резидентами этого другого
государства по облигациям. Такая клиринговая компания согласно условиям выпуска
еврооблигационных займов признается фактически
имеющей право собственности на проценты по облигациям, представленным
глобальным сертификатом для целей международного договора.
Указанный подход был выбран в целях
снижения расходов по обслуживанию государственного внешнего долга, поскольку
устранял необходимость в целях обеспечения согласованной с кредиторами
доходности по облигациям дополнительно увеличивать выплаты на сумму налога на
доходы в виде процентов. Признание получателем процентов держателя глобального
сертификата позволило применить положение, согласно которому при
заблаговременном представлении подтверждения в налоговые органы Российской
Федерации о том, что получатель процентов является резидентом государства, с
которым у Российской Федерации имеется соглашение об устранении двойного
налогообложения, налог источником выплаты не удерживается.
Согласно
положениям, сопровождавшим выпуски в обращение облигаций внешних облигационных
займов 1997 г. и 1998 г., существует обязательное требование, устанавливающее,
что получателем процентов не могут быть резиденты Российской Федерации (кроме
физических лиц), в какой бы форме (получение полного или частичного, прямого
или опосредованного права собственности на доходы в виде процентов по
облигациям) ни происходило получение таких процентов.
Исходя из этого, при совершении операций
на вторичном рынке с указанными облигациями российские юридические лица, в
целях налогообложения не могут быть признаны получателями дохода в виде
процентов по облигациям Российской Федерации, размещенным в виде глобального
сертификата иностранной клиринговой компании.
Указанный порядок
налогообложения изложен в положениях о вопросах налогообложения, связанных с
облигациями внешних облигационных займов Российской Федерации 1997 г. и 1998
г., утвержденных Министерством финансов Российской Федерации и Государственной
налоговой службой Российской Федерации соответственно от 3 марта 1997 г. N
01-31/37, ВЕ-6-05/166 и от 17 марта 1998 г. N 14н, АП-4-06/3н,
зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 марта 1997 г. N 1265 и 20 марта 1998 г. N 1496.
При осуществлении клиринговой компанией
любых выплат в пользу российских юридических лиц указанные выплаты
рассматриваются у российской организации как доход, полученный от источника,
находящегося за пределами Российской Федерации, подлежащий налогообложению в
общем порядке.
02.07.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ