Проблемная ситуация: В случае взыскания налога (сбора)
за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации
в какой момент обязанность по уплате налога (сбора) считается исполненной?
В 1998-1999 гг. у ОАО органами
федеральной налоговой полиции производились изъятия денежной наличности в счет
погашения задолженности предприятия по обязательным платежам в бюджет.
Взысканные суммы зачислялись в бюджет за
исключением 5% от изъятой суммы, которые УФСНП края зачисляло на свой
внебюджетный счет в качестве вознаграждения сотрудникам налоговой полиции,
обеспечившим исполнение взыскания. При сверке с налоговой инспекцией состояния
расчетов организации с бюджетом было установлено, что задолженность предприятия
уменьшилась всего на 95% от взысканной наличности. Правомерно ли это?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 июля 1999 г. N 04-00-11
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо о порядке уплаты налогов и сообщает следующее.
В силу п.2 ст.45 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога
считается исполненной налогоплательщиком в следующих случаях:
с момента предъявления в банк поручения
на уплату соответствующего налога в бюджет (внебюджетный фонд) при наличии
достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика;
при уплате налогов наличными денежными
средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или
кассу органа местного самоуправления либо организацию связи.
Налог не признается уплаченным в случае
отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного
поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);
после вынесения налоговым органом или
судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов в
счет предстоящего платежа по налогу;
с момента удержания налога налоговым
агентом.
В соответствии с п.п.5 и 7 ст.47 Кодекса
в случае взыскания налога (сбора) за счет имущества, в том числе за счет
наличных денежных средств, налогоплательщика-организации обязанность по уплате
налога (сбора) считается исполненной с момента реализации его имущества и
погашения задолженности налогоплательщика-организации за счет вырученных сумм.
Условия и порядок принудительного
исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при
осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на организации обязанности по передаче в
соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, определяются
Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Принудительное
исполнение судебных актов, а также актов других органов возлагается на службы
судебных приставов.
Согласно п.1 ст.77 указанного
Федерального закона из денежной суммы, взысканной судебным
приставом-исполнителем с должника, оплачивается исполнительский сбор,
погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного
документа, возмещаются расходы по совершению исполнительных действий.
Оставшаяся денежная сумма используется для удовлетворения требований
взыскателя.
Судебный пристав-исполнитель,
обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, в
соответствии со ст.89 указанного Федерального закона получает вознаграждение в
размере пяти процентов от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не
более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по
исполнительному документу неимущественного характера - пяти минимальных
размеров оплаты труда. Указанная сумма выплачивается из внебюджетного фонда
развития исполнительного производства, одним из источников
формирования которого является сумма исполнительского сбора (в размере 70
процентов от суммы сбора). Исполнительский сбор в размере семи процентов от
взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника взыскивается с должника
согласно ст.81 Федерального закона в случае неисполнения должником
исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для
добровольного исполнения указанного документа.
Расходы по совершению исполнительных
действий (на организацию и проведение указанных действий) взыскиваются с
должника и вносятся на депозитный счет подразделения с последующим возмещением
внебюджетному фонду развития исполнительного производства.
В соответствии с п.2 ст.2 и п.2 ст.95
Федерального закона "Об исполнительном производстве" Правительство
Российской Федерации вправе принимать на основании и во исполнение указанного
Федерального закона нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства.
Правительство Российской Федерации, в частности, утверждает положение о
внебюджетном фонде развития исполнительного производства.
В силу ст.3
Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса
Российской Федерации" и абз.2 п.1 ст.47 Кодекса положение о реализации
решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за
счет имущества налогоплательщика-организации путем направления в течение трех
дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления
судебному приставу-исполнителю для исполнения вводится в действие с 1 января 2000 г.
В течение 1997-1999 гг. осуществляется
формирование службы судебных приставов. Впредь до завершения
формирования службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом
"О судебных приставах" считаем правомерными осуществление
федеральными органами налоговой полиции мер по обращению взыскания
задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты и
государственные внебюджетные фонды на имущество организаций, а также возмещение
понесенных расходов по совершению исполнительных действий в соответствии с
Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Указом
Президента Российской Федерации от 29 мая 1998 г. N 604 и принятыми
Правительством Российской Федерации на основании и во исполнение указанного
Федерального закона нормативными правовыми актами по вопросам исполнительного
производства.
Взысканные с должника денежные суммы в
счет оплаты исполнительского сбора, возмещения расходов по совершению
исполнительных действий не признаются суммами, направленными в бюджеты и
внебюджетные фонды на погашение задолженности по налогам и сборам.
На расходы организации, связанные с
исполнительными действиями федеральных органов налоговой полиции по обращению
взыскания задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в
бюджеты и государственные внебюджетные фонды на имущество организаций, не
уменьшается налоговая база по налогу на прибыль.
12.07.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ