Проблемная ситуация: 1. Покупатель услуг, оказываемых
нашим предприятием (перевозка грузов собственным транспортом в международном
сообщении), находится в другом государстве (нерезидент) и привлекает наше
предприятие как перевозчика для выполнения контрактов иностранных клиентов с
российскими покупателями по поставке грузов в РФ. Правильно ли мы считаем, что
на основании пп."г"
п.5 ст.4 Закона РФ "О НДС" N 1992-1 наша услуга считается экспортной,
т.к. место экономической деятельности покупателя нашей услуги находится за
пределами границ СНГ?
2. Является ли услуга, оказываемая нашим
автотранспортным предприятием с использованием собственного подвижного состава
по возврату порожнего контейнера его владельцу-нерезиденту за границу по заявке
последнего или его экспедитора-нерезидента, экспортом услуги и какими
документами это должно быть подтверждено?
3. При осуществлении перевозки грузов
автотранспортом из-за границы в Россию услуга оказывается как на территории
иностранных государств, так и на территории РФ. На основании пп."а" п.1 ст.3 и пп."б" п.5 ст.4 Закона РФ "О НДС" наше
предприятие считает, что объектом налогообложения по перевозке грузов
собственным автотранспортом из-за границы будет являться услуга, оказываемая на
территории РФ. Так ли это?
4. Подпадает ли под понятие
"транзитная перевозка" с точки зрения получения льготы по НДС
транспортная услуга по доставке груза в контейнере, который принадлежит
нерезиденту, из Финляндии в Россию с возвратом порожнего контейнера в
Финляндию? В CMR, выпускаемой на весь кругорейс
с отметкой "транзит", указан маршрут движения
Финляндия-Россия-Финляндия (с указанием конкретных пунктов движения).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июля 1999 г. N 04-03-08
В связи с Вашим
письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по транспортировке грузов Департамент налоговой политики
сообщает следующее.
По 1 и 3 вопросам.
Согласно Закону Российской Федерации от
06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями
и дополнениями) этим налогом облагается реализация товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации.
В соответствии с пп."д" п.5 ст.4 указанного Закона местом реализации
услуг по транспортировке грузов является место осуществления экономической
деятельности предприятия, оказывающего эти услуги. Поскольку транспортировка
импортных грузов осуществляется в том числе по
территории Российской Федерации, то, по нашему мнению, местом осуществления
экономической деятельности транспортной организации, а значит, и местом
реализации услуг по транспортировке является территория Российской Федерации.
Обращаем Ваше внимание, что пп."г"
п.5 ст.4 вышеуказанного Закона, на который Вы ссылаетесь в своем письме, на
транспортные услуги не распространяется.
Согласно пп."к" п.10 Инструкции Госналогслужбы России от
11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" (с изменениями и дополнениями) обороты по реализации услуг
российскими налогоплательщиками при транспортировке импортных грузов в части услуг,
включенных в таможенную стоимость этих грузов (товаров), ввозимых на таможенную
территорию Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не
облагаются.
В связи с изложенным российская
организация при транспортировке импортных грузов налог на добавленную стоимость
не уплачивает при условии представления в налоговые органы всех необходимых
документов, предусмотренных данным пунктом Инструкции. В случае непредставления
данных документов услуги по перевозке импортных грузов, оказанные российскими организациями,
облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке
независимо от выделения в документах стоимости доставки грузов до границы
Российской Федерации.
Согласно налоговому законодательству
возмещение налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам
производственного назначения производится только налогоплательщикам,
уплачивающим этот налог по товарам (работам, услугам), реализуемым на
территории Российской Федерации, или налогоплательщикам, реализующим товары
(работы, услуги) на экспорт. Перечень работ (услуг), относящихся для целей
налогообложения к экспортируемым, предусмотрен п.14
вышеуказанной Инструкции.
Таким образом, в случае, если Ваша
организация налог на добавленную стоимость по транспортным услугам не исчисляет
и в бюджет не уплачивает, то она не имеет права на возмещение налога по
материальным ресурсам производственного назначения, приобретаемым для оказания
таких услуг.
Данный порядок применения налога на
добавленную стоимость распространяется при перевозке грузов в контейнерах,
подлежащих возврату.
По 2 и 4 вопросам.
Согласно ст.68 Таможенного кодекса
Российской Федерации временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при
котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или
за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных
пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. В связи с этим
возврат порожнего контейнера его владельцу-нерезиденту за пределы территории
государств - участников СНГ является вывозом временно ввезенного транспортного
оборудования (контейнера). При этом в соответствии с
действующим налоговым законодательством льгота по налогу на добавленную
стоимость при оказании услуг по вывозу за пределы Российской Федерации
товаров, временно ввезенных на территорию Российской Федерации, не
предусмотрена.
20.07.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н.А.КОМОВА