Проблемная ситуация: Может ли ГНИ
применять санкции к налогоплательщикам за неплатежи по вине банков? (В
соответствии с платежными поручениями банк списывал с расчетных счетов
предприятий денежные средства в уплату налогов, зачислял их на
корреспондентский счет банка, но не перечислял на бюджетный счет из-за
отсутствия денежных средств у банка на корреспондентском счете в РКЦ).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 февраля 1996 г. N 04-02-11/1
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с Письмом Центрального
Банка Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. N 212 "Об оплате
документов клиентов" предусмотрено, что прием расчетных документов для
совершения платежей по поручению обслуживаемых клиентов коммерческий банк может
производить только при условии, если документы будут оплачены своевременно с
его корреспондентского счета. При отсутствии средств на корреспондентских
счетах коммерческого банка расчетные документы клиентов приниматься не должны,
за исключением случаев, когда у клиента на расчетном счете отсутствуют средства
и документы принимаются для помещения в картотеку к внебалансовому
счету N 9929 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
Не должно допускаться проводок банком по расчетным
документам клиентов при невозможности их оплаты с корреспондентских счетов
через открываемые промежуточные счета, в частности, через счет N 904
"Прочие дебиторы и кредиторы".
В настоящее время проводится работа по
подготовке проекта Указа Президента Российской Федерации, направленного на
улучшение расчетов с бюджетной системой и повышение ответственности за
нарушение порядка совершения банковских операций.
Одновременно обращаем Ваше внимание на
то, что арбитражная практика в ряде регионов показала действенность обращения
претензий клиентов к банку через судебные органы в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации. Необходимо рекомендовать
налогоплательщикам шире использовать предоставленные законодательством права
для погашения задолженности по платежам в бюджеты.
Что касается применения санкций к
налогоплательщикам за неплатежи по вине банков, то в соответствии со ст.11
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" обязанность юридического лица по уплате налога прекращается
уплатой им налога. Однако действующее налоговое законодательство не определяет
момент уплаты налога, в связи с чем при рассмотрении
данного вопроса в арбитражных судах прибегают к нормативным актам бывшего СССР,
а именно к Положению о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых
платежей от 12.06.81 N 121, поскольку на территории Российской Федерации такие
акты применяются в части, не противоречащей российскому законодательству.
Обязав предприятия и организации производить
расчеты с бюджетами в безналичном порядке, в соответствии с вышеназванным
положением днем уплаты считается при перечислении сумм платежа со счета
плательщика в кредитном учреждении - день списания кредитным учреждением
платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на
соответствующий счет.
Исходя из
изложенного санкции к налогоплательщику за незачисление
либо несвоевременное зачисление банком средств на счета бюджета не должны применяться.
В соответствии с основами налогового
законодательства в данном случае санкции должны применяться к кредитному
учреждению, своевременно не перечислившему средства в бюджет.
06.02.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ