Проблемная ситуация: Наша компания занимается оптовой
продажей нефтепродуктов. В I кв. 1999 г. мы были вынуждены реализовать мазут на
ТЭЦ по ценам ниже покупной (заводской) стоимости, но не более чем на 30%.
Однако на тот период это была рыночная цена, сложившаяся на рынке
нефтепродуктов. В результате сумма разницы между продажной и покупной
стоимостью товаров получилась отрицательной.
Каков порядок применения налога на
прибыль, НДС, налога на пользователей автодорог и налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы?
До 01.01.99 п.1 ст.4 Закона "О
НДС" и п.5 ст.2 Закона "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" предусматривали корректировку налогооблагаемой базы при
осуществлении реализации по ценам не выше фактической себестоимости.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 1999 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно ст.2
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 г.
абз.3-9 п.1 ст.4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1
"О налоге на добавленную стоимость" и п.5 ст.2 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N
2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" о порядке
определения оборота, облагаемого налогом на добавленную стоимость, а также о
порядке определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль при
реализации товаров (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости
утратили силу. Поэтому с 1 января 1999 г. при определении цены реализации
товара (мазута) для целей налогообложения следует руководствоваться ст.40 части
первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 40 Кодекса, в частности,
установлено, что (если иное не предусмотрено данной статьей) для целей
налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами
сделки, и пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует
уровню рыночных цен. В случаях, когда цены товаров, работ,
услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в
сторону понижения более чем на 20 процентов (в ред. Федерального закона от 9
июля 1999 г. N 154-ФЗ, ранее - 30 процентов) от рыночной цены идентичных
(однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести
мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким
образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из
применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Таким образом, в случае, если цена
реализации мазута определена в рамках, установленных ст.40 Налогового кодекса,
то на разницу между ценой приобретения мазута и ценой, по которой этот мазут
будет реализован, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, по нашему
мнению, начислять не следует.
Что касается определения налоговой базы
для исчисления налога на пользователей автодорог и налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, то необходимо иметь в
виду следующее.
В соответствии с
Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных
фондах в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) объектом
налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ,
услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров,
реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой
деятельности.
При этом п.24 Инструкции Госналогслужбы
России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что сумма налога определяется
на основании бухгалтерского учета и отчетности.
В бухгалтерском учете показатель выручки
от реализации продукции (работ, услуг), учитываемой на счете 46 "Реализация
продукции (работ, услуг)", приводится по строке 010 формы N 2 "Отчет
о прибылях и убытках".
Согласно Решению Верховного Суда
Российской Федерации от 14 октября 1998 г. N ГКПИ 98-393 при исчислении налога
на пользователей автомобильных дорог выручка от реализации продукции (работ,
услуг) определяется исходя из фактических цен от реализации.
По нашему мнению, в результате
сложившейся отрицательной разницы между продажной и покупной стоимостью
отсутствует база для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог.
Аналогичная ситуация, по нашему мнению, складывается и при определении
налоговой базы для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы.
02.08.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ