Проблемная ситуация: Действует ли совместное Письмо
Минфина РФ и ГНС РФ от 23.06.95 N 04-01-23, ВГ-8-01/365 о распространении
порядка налогообложения, установленного для государственных ценных бумаг РФ, на
облигации государственного городского займа г.Санкт-Петербурга?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 февраля 1996 г. N 04-07-02/1
Министерство
финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской
Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации рассмотрели
письмо о порядке налогообложения государственных облигаций городского займа
Санкт-Петербурга и подтверждают правомерность применения совместного Письма
Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 04-01-23, ВГ-8-01/365 о
распространении порядка налогообложения, установленного для государственных
ценных бумаг Российской Федерации, на облигации
городского государственного займа г.Санкт-Петербурга.
Срок действия указанного Письма устанавливается до 1 августа 1995 г., т.е. до
даты, когда был введен в действие порядок, установленный Инструкцией
Госналогслужбы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37.
Выпуск государственных краткосрочных
бескупонных облигаций осуществлен в соответствии с Постановлением Совета
Министров-Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. N 107,
утвердившим основные условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных
облигаций. В соответствии с Положением об обслуживании и обращении выпусков
государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденным Приказом
Центробанка России от 6 мая 1993 г. N 02-78, установлен порядок обязательной
переоценки балансовой стоимости облигации по состоянию на конец
соответствующего рабочего дня. Увеличение балансовой стоимости облигации,
происшедшее в результате переоценки, является доходом владельца облигации и
подлежит перечислению на его счет доходов. Уменьшение балансовой стоимости
является расходом владельца и перечисляется на счет его расходов. Поскольку
дисконт по этим облигациям (разница между ценой реализации и ценой покупки)
приравнен к процентному виду дохода, полученного по государственным облигациям,
который в соответствии с Законом о налоге на прибыль не облагается налогом, то,
соответственно, и полученный от прироста балансовой стоимости в результате
переоценки доход освобожден от налогообложения. Вместе с тем, в целях
недопущения получения владельцами государственных краткосрочных бескупонных
облигаций дополнительной налоговой льготы в виде занижения налогооблагаемой
прибыли на сумму расходов, полученных при переоценке ГКО, указанные расходы не
принимаются при исчислении налога на прибыль.
Центробанком России не предусмотрен
порядок обслуживания и обращения государственных ценных бумаг, эмитированных
субъектами Российской Федерации. В зависимости от условий выпуска
государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации могут быть как
процентные, так и дисконтные. Исходя из этого, льготированию при
налогообложении налогом на прибыль подлежат либо доходы, полученные в виде
процентов, либо в виде разницы между ценой первичного размещения и ценой
погашения (дисконт) этой ценной бумаги.
07.02.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ