Проблемная ситуация: Производственное предприятие
(ОАО) имеет на текущую дату задолженность по налогам и сборам в краевой,
городской и районный бюджеты. В ближайшее время ожидается возмещение из
федерального бюджета. Переплата образовалась при уплате НДС по импортному сырью.
ОАО обратилось в ГНИ по
району с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного НДС путем проведения
зачета по НДС в доле федерального бюджета предприятию - кредитору ОАО,
состоящему также на учете в ГНИ района.
ГНИ по району
считает возврат переплаченных сумм возможным
только в случае отсутствия задолженности перед бюджетами всех уровней. Однако в
НК нет четкого пояснения условий возврата: наличие задолженности перед
бюджетами всех уровней или одного уровня, а п.5 ст.78 содержит четкое
разъяснение о возможности проведения зачета излишне уплаченных сумм налога в
пределах одного бюджета.
Прошу дать разъяснение в части трактования ст.78 НК, а также в правомочности невозврата
ГНИ по району суммы излишне уплаченного налога, которая могла бы быть использована
предприятием как оборотные средства для расчетов по налоговым платежам в
бюджеты других уровней.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 1999 г. N 04-03-11
В связи с Вашим письмом о порядке
применения положений ст.78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с таможенным
законодательством налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам
при ввозе сырья на территорию Российской Федерации, относится к таможенным
платежам и уплачивается таможенным органам при таможенном оформлении товара.
При этом, по нашему мнению, излишне уплаченной суммой
налога в таких случаях может считаться сумма, уплаченная сверх суммы налога,
подлежащей уплате в бюджет согласно таможенному и налоговому законодательству.
Действительно, как Вы правильно
указываете в своем письме, в ст.78 части первой Налогового кодекса Российской
Федерации не содержится конкретных условий о порядке возврата излишне
уплаченных сумм налога при наличии недоимок по другим налогам в бюджеты
различных уровней.
Однако согласно п.7
ст.78 Кодекса (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 9 июля 1999
г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового
кодекса Российской Федерации") в случае наличия у налогоплательщика
недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням возврат налогоплательщику
излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной
суммы в счет погашения недоимки (задолженности),
начисленной тому же бюджету.
Кроме того, п.5 указанной статьи Кодекса,
на который Вы ссылаетесь в своем письме, содержит четкое разъяснение о
возможности проведения зачета излишне уплаченных сумм налога в пределах одного
бюджета.
Одновременно обращаем Ваше внимание, что
Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1173 "О
дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный
бюджет" использование любых форм зачетов запрещено.
Учитывая изложенное,
действия налогового органа, о которых Вы сообщаете, налоговому и таможенному
законодательству не противоречат.
16.08.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н.А.КОМОВА