Проблемная ситуация: Производя
отпуск населению тепло- и электроэнергии, газа, воды, считая это товаром и
относя данный отпуск к договорам розничной купли - продажи, предприятия жилищно
- коммунального хозяйства руководствуются п.3 ст.4 Закона "О НДС",
согласно которому у предприятия розничной торговли облагаемый оборот при
реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и
ценами, по которым оно производит расчеты с поставщиками, включая сумму
НДС.
Письмом ГНС РФ и
Минфина РФ от 15.08.1996 N ВЗ-4-03/55н (зарегистрировано в Минюсте)
установлено, что если организации жилищно - коммунального хозяйства по
оказываемым поставщиками коммунальным услугам ведут расчеты с ними как
покупатели с отражением на своем балансе операций по приобретению и оплате коммунальных
услуг, то эти обороты отражаются в расчетах (декларациях) по НДС в
общеустановленном порядке. Оборотом,
облагаемым НДС, у организации жилищно - коммунального хозяйства является
стоимость коммунальных услуг, реализуемых населению, исчисленная из применяемых
цен без включения в них НДС. Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет по этим
оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от
населения в составе оплаты коммунальных услуг, и суммами налога, уплаченными
организациям - поставщикам (производителям работ, услуг).
Таким образом, Письмо ГНС РФ и Минфина РФ
вводит порядок определения налога, подлежащего взносу в бюджет, иной, чем Закон
"О НДС".
Просьба разъяснить.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 1999 г. N 04-03-11
В связи с Вашим письмом по вопросам
применения налога на добавленную стоимость по жилищно - коммунальным услугам
Департамент налоговой политики сообщает.
Действительно,
согласно Письму Госналогслужбы России и Минфина России от 15.08.1996 N
В3-4-03/55н "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость
организациями жилищно - коммунального хозяйства" оборотом, облагаемым
налогом на добавленную стоимость у организаций жилищно - коммунального
хозяйства, является стоимость коммунальных услуг, реализуемых населению,
исчисленная исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную
стоимость. Однако сумма налога на добавленную
стоимость, подлежащая внесению в бюджет по этим оборотам, исчисляется в виде
разницы между суммами налога, полученными от населения в составе оплаты
коммунальных услуг, и суммами налога, уплаченными организациями жилищно -
коммунального хозяйства поставщикам товаров (производителям работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщикам предоставляется право зачета сумм налога на
добавленную стоимость, уплаченных за тепло-, электро-,
водо- и газоснабжение.
Следовательно, сумма налога на
добавленную стоимость, исчисленная согласно указанному порядку, в принципе,
соответствует сумме налога, исчисляемой при реализации товаров (работ, услуг) в
режиме розничной торговли.
Кроме того, вышеуказанное Письмо, как Вы
правильно указываете в своем обращении, зарегистрировано в Минюсте России
29.08.1996 N 1156. Поэтому, по нашему мнению, данное Письмо Закону Российской
Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"
(с изменениями и дополнениями) не противоречит и его следует применять
организациям жилищно - коммунального хозяйства при оказании населению
коммунальных услуг (в том числе при тепло-, электро-,
водо- и газоснабжении).
23.08.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н.А.КОМОВА