Проблемная ситуация: Полиграфическая компания создана
с целью преодоления импортозависимости в производстве
средств массовой информации. В связи с отсутствием нормативной базы,
разъясняющей принципы применения "Соглашения о ввозе материалов
образовательного, научного и культурного характера" (Флорентийское
соглашение), компания находится на грани банкротства.
Импортные материалы и оборудование для
отечественного производства полиграфической продукции облагаются НДС. При этом
НДС, уплаченный на таможне, не подлежит зачету и относится на стоимость
продукции, что делает отечественную продукцию неконкурентоспособной.
Освобождение от НДС импортных машин и
материалов в соответствии с Флорентийским соглашением, предусматривающим невзимание таможенных пошлин и других сборов при импорте
материалов просветительного, научного и культурного характера, было бы
адекватной мерой поддержки отечественного производителя и могло бы
ликвидировать диспропорцию налогообложения без изменения действующего
законодательства.
Просьба разъяснить.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 августа 1999 г. N 04-03-07
В связи с Вашим
письмом об освобождении от налога на добавленную стоимость оборудования и материалов, ввозимых на территорию Российской
Федерации для полиграфической промышленности, Минфин России сообщает следующее.
В соответствии с пп."э" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от
06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями
и дополнениями) от этого налога освобождена полиграфическая деятельность по
производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой,
газетной и журнальной продукции. При этом согласно действующему порядку (Письмо
Госналогслужбы России от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения
налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной
продукции", зарегистрированное в Минюсте России 08.04.96 N 1060)
предприятия (организации) имеют право данную льготу по налогу на добавленную
стоимость не применять.
В соответствии с пп."б" п.2 ст.7 вышеназванного Закона суммы налога
на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов
производственного назначения, приобретаемых для производства и реализации
товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость (за
исключением экспортируемых), зачету (возмещению) не подлежат, а относятся на
издержки производства и обращения. При этом по товарам (работам, услугам),
ввозимым на территорию Российской Федерации и используемым для производства льготируемой продукции средств массовой информации,
действующим порядком исключений не предусмотрено.
В случае отказа от применения
вышеуказанной льготы и уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет по
продукции полиграфической промышленности в общеустановленном порядке
налогоплательщику предоставляется право зачета (возмещения) сумм налога на
добавленную стоимость, уплаченных по материальным ресурсам производственного
назначения, в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации.
В связи с
изложенным отнесение на издержки производства и обращения сумм налога на
добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам по оборудованию и
материалам, ввозимым на территорию Российской Федерации для производства льготируемой продукции средств массовой информации,
соответствует действующему налоговому законодательству.
Что касается порядка применения льгот по
импортируемым средствам массовой информации, то согласно пп."щ" п.1 ст.5 вышеназванного Закона от налога на
добавленную стоимость освобождены ввозимые на территорию Российской Федерации
научные периодические издания и все виды печатных изданий (в том числе в виде
записи на электронных носителях), получаемые государственными и муниципальными
библиотеками, библиотеками научных обществ и творческих союзов, музеями по
международному книгообмену, а также печатные издания, ввозимые на территорию
Российской Федерации в целях обмена и распространения, приобретенные за счет
средств бюджетов всех уровней. Других льгот по налогу на добавленную стоимость
при ввозе на территорию Российской Федерации продукции средств массовой
информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а
также полиграфического оборудования и материалов налоговым законодательством не
предусмотрено.
В отношении
Флорентийского соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и
культурного характера от 22 ноября 1950 г., предусматривающего невзимание таможенных пошлин или других сборов при импорте
материалов просветительного, научного и культурного характера, необходимо
отметить, что данное Соглашение Российской Федерацией в установленном порядке
не ратифицировано и поэтому, по нашему мнению, применять его положения в части
предоставления налоговых льгот при ввозе на территорию Российской Федерации оборудования и материалов для
полиграфической промышленности правовых оснований не имеется.
26.08.99 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН