Проблемная ситуация: Вправе ли ГНИ требовать от
плательщиков вторичной уплаты налогов, считая их недоимкой, если эти налоги по
поручению плательщика списаны с р/с, но не поступили в
бюджет из-за отсутствия средств на корсчете банка? Можно ли требовать с банка
эти средства и штрафы за их неперечисление (на
основании п.1.6 Приложения к Письму ЦБ N14)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 1996 г. N 04-01-10
Департамент налоговых реформ рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с Письмом Центрального
банка Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. N 212 "Об оплате
документов клиентов" предусмотрено, что прием расчетных документов для
совершения платежей по поручению обслуживаемых клиентов коммерческий банк может
производить только при условии, если документы будут оплачены своевременно с
его корреспондентского счета. При отсутствии средств на корреспондентских
счетах коммерческого банка расчетные документы клиентов приниматься не должны,
за исключением случаев, когда у клиента на расчетном счете отсутствуют средства
и документы принимаются для помещения в картотеку к внебалансовому
счету N 9929 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
Не должно допускаться проводок банком по
расчетным документам клиентов при невозможности их оплаты с корреспондентских
счетов через открываемые промежуточные счета, в частности, через счет N 904
"Прочие дебиторы и кредиторы".
Кроме того, дополнительно сообщаем, что в
настоящее время проводится работа по подготовке проекта Указа Президента Российской
Федерации, направленного на улучшение расчетов с бюджетной системой и повышение
ответственности за нарушение порядка совершения банковских операций.
Учитывая, что
предприятия и организации осуществляют расчеты с бюджетами в безналичном
порядке, в соответствии с Положением о взыскании не внесенных в срок налогов и
неналоговых платежей от 12.06.81 N 121 днем уплаты считается при перечислении
сумм платежа со счета плательщика в кредитном учреждении - день списания
кредитным учреждением платежа со счета плательщика независимо от времени
зачисления сумм на соответствующий счет.
Исходя из
изложенного налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков
вторичной уплаты налогов в бюджеты в связи с незачислением
в бюджеты средств по вине банков, в частности, из-за отсутствия средств на
корреспондентских счетах банков.
Однако в случае,
когда налогоплательщик, имеющий несколько расчетных (текущих) счетов,
выставляет платежное поручение на списание налоговых платежей со счета, на
котором отсутствуют средства или их недостаточно, при наличии средств на других
расчетных (текущих) счетах, налоговые органы вправе выставлять инкассовые
поручения (распоряжения) на другие расчетные (текущие) счета с совокупным
требованием, не превышающим действительной задолженности налогоплательщика
перед бюджетами и внебюджетными фондами. Это
полностью соответствует требованиям ст.13 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с
которой право налоговых органов на бесспорное взыскание средств со счетов
налогоплательщика ограничено суммами недоимки, а также штрафов и иных санкций.
Что касается Приложения "Положение о
безналичных расчетах в Российской Федерации" к Письму Центробанка России N
14 от 09.07.92, то в соответствии с юридическими нормами разъяснение по
применению тех или иных положений нормативного документа может давать только
орган, издавший этот документ. В то же время, по нашему мнению, в п.1.6 речь
идет о праве владельца потребовать от банка уплатить в свою пользу только штраф
за несвоевременно зачисленные (списанные) суммы за каждый день задержки.
12.02.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ