Проблемная ситуация: В настоящее время планируется
создание заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
отраслевых подсистем сертификации работ по охране труда, в т.ч.
на железнодорожном транспорте. Исходя из необходимости проведения организациями
аттестации рабочих мест в целях дальнейшей сертификации работ по охране труда,
возникает проблема об отнесении расходов, связанных с аттестацией рабочих мест,
на себестоимость продукции. Являясь одной из форм работ по обеспечению условий
и охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда и затраты на ее
проведение, по нашему мнению, подпадают под действие пп."ж" п.2 Положения о составе затрат. Правомерны ли
наши рассуждения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 сентября 1999 г. N 04-02-04/1
Департамент налоговой политики в связи с
Вашим запросом сообщает следующее.
Положением о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с
учетом изменений и дополнений), предусмотрено отнесение на себестоимость
продукции (работ, услуг) по элементу "Прочие затраты" затрат,
связанных с оплатой работ по сертификации
продукции и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии
с установленным законодательством порядком.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от
10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" установлено,
что сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. При этом в
соответствии со ст.16 указанного Закона сумма средств, израсходованных
заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится
на ее себестоимость.
Сертификация работ по охране труда в
соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах
охраны труда в Российской Федерации" является обязанностью работодателя.
По нашему мнению, в состав затрат,
связанных с проведением обязательной сертификации работ по охране труда, должны
включаться затраты, обусловленные осуществлением всех необходимых мероприятий
по сертификации, в частности, проведением аттестации рабочих мест.
По сообщению Минтруда России, с целью
отработки процедуры сертификации в отдельных организациях на добровольных
началах в экспериментальном порядке проводилась апробация Временных правил
сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране
труда, утвержденных Постановлением Минтруда России от 03.11.1995 N 64. В
соответствии с указанным Постановлением Правила применялись в 1996 - 1997 гг.
на территории отдельных субъектов Российской Федерации для сертификации
производственных объектов, принятых в качестве опытных.
Таким образом, проводимая в 1996 - 1997
гг. сертификация носила добровольный характер и, по нашему мнению, затраты на
ее проведение должны были производиться за счет собственных средств
организаций.
В настоящее время согласно Федеральному
закону от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской
Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской
Федерации в области охраны труда относится организация и проведение
сертификации работ по охране труда в организациях, в связи
с чем Минтруд России подготовил проекты соответствующих нормативных правовых
актов для введения обязательной сертификации.
По сообщению Минтруда России, планируется
создание заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
отраслевых подсистем сертификации работ по охране труда, в том числе и на
железнодорожном транспорте.
Вопросы финансирования работ по
проведению сертификации в соответствии с Законом Российской Федерации "О
сертификации продукции и услуг" будут отражены в отдельном нормативном
документе.
13.09.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ