Проблемная ситуация: 1. Каков порядок определения
налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при реализации банком ценных бумаг и
при осуществлении операций доверительного управления?
2. Включаются ли в состав
представительских расходов банка затраты по проведению переговоров, проводимых
в конференц-зале, расположенном вне основного здания банка?
3. Относятся ли на затраты банка:
- расходы по содержанию зданий,
оборудования, инвентаря, автотранспорта (включая расходы по замене
автомобильных шин), полученных по соглашению об отступном в погашение кредитов
или арендованных банком и не используемых для осуществления банковской
деятельности;
- расходы на проведение ремонта здания,
также полученного по соглашению об отступном и не используемого для
осуществления банковской деятельности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 сентября 1999 г. N 04-02-05/3
Департамент налоговой политики рассмотрел
вопросы, поставленные в Вашем письме, и сообщает следующее.
1. В соответствии с
Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и
опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой
приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
Кроме того, сообщаем, что порядок
определения налогооблагаемой базы по операциям с ценными бумагами,
обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, изложен в Письме
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 18 декабря 1998 г. N
ВНК-6-05/890@.
Вопросы
налогообложения доходов, полученных по договорам доверительного управления имуществом,
изложены в письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 27
октября 1998 г. N ШС-6-02/768@ "Методические рекомендации по отдельным
вопросам налогообложения прибыли", согласованном с Министерством финансов
Российской Федерации.
2. Состав представительских расходов,
порядок их отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг), а также
нормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов,
учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли, были установлены в Письме
Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 1992 г. N 94 (с учетом
изменений и дополнений).
В указанном Письме отражено дальнейшее
логическое раскрытие нормы "представительские расходы", которая
указана в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5
августа 1992 г. N 552 ( с последующими изменениями и
дополнениями).
На основании вышеуказанного Письма к
представительским расходам могут относиться затраты организации по приему и
обслуживанию представителей других организаций и учреждений (включая иностранных),
прибывших для переговоров. По нашему мнению, выражение "прибывших для
переговоров" означает прибытие представителей другой организации (включая
иностранные) для переговоров, которые должны проводиться в месте расположения
принимающей стороны, с целью установления и поддержания взаимовыгодного
сотрудничества.
3. В соответствии с
Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога
на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, в
себестоимость услуг включаются затраты, непосредственно связанные с оказанием
банковских услуг.
В том случае, если основные фонды
получены по отступному и приняты на баланс банка, но не используются для
осуществления банковской деятельности, расходы по ремонту таких основных фондов
не могут быть отнесены на себестоимость банковских услуг.
Аналогично решается вопрос и с отнесением
эксплуатационных расходов по содержанию зданий, оборудования, инвентаря, служебного
автомобильного транспорта (включая расходы по замене автомобильных шин), как
принадлежащих, так и арендованных банком, но не используемых в банковской
деятельности.
13.09.1999 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ