Проблемная ситуация: В соответствии с п.4 ст.1 Закона
РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" (ред. от 04.05.99) плательщиками налога на прибыль являются
компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с
законодательством иностранных государств, которые осуществляют
предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства. При
этом данная норма содержит оговорку о том, что в дальнейшем в тексте Закона
названные субъекты будут именоваться как иностранные юридические лица. Из п.2
названной статьи следует, что российские налогоплательщики в дальнейшем в
тексте Закона именуются предприятиями. Следовательно, иностранные юридические
лица выделены в особую категорию плательщиков.
Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 (в ред. от
03.03.99) предусматривал уплату налога иностранным юридическим лицом в сроки,
указанные в платежном извещении, выдаваемом налоговым органом на основании
декларации, т.е. налог уплачивался один раз в год.
Федеральный закон от 31.03.99 N 64-ФЗ фактически отменил ранее действовавший
порядок уплаты налога. Другими словами, новая редакция Закона не устанавливает
специальных сроков уплаты налога для иностранных юридических лиц.
Статья 3 НК РФ предусматривает, что при
установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. При
этом акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом,
чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он
должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда
определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект
налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок
исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В новой редакции Закона от
27.12.91 N 2116-1 отсутствует порядок и сроки уплаты налога для иностранных
юридических лиц. Таким образом, сложилась ситуация, при которой иностранные
юридические лица вообще могут не уплачивать налога на прибыль.
Письмо МНС РФ от
28.06.99 N ВГ-6-06/510, обязывающее иностранных юридических лиц уплачивать
налог в порядке и в сроки, предусмотренные для российских предприятий, в
соответствии с п.10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 не влечет правовых
последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих
правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в нем
предписаний.
Просим прокомментировать сложившуюся
ситуацию.
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 сентября 1999 г. N 04-06-02
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о
налогах" из абз.1 п.2 ст.8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991
г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" исключены
слова "за исключением указанных в пункте 5 настоящей статьи". Таким образом, на иностранные юридические лица (иностранные
организации) распространен общий порядок, т.е. такой же режим уплаты налога на прибыль,
как и предусмотренный для всех российских организаций (предприятий).
Кроме того, все
пункты, устанавливающие порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль,
ст.8 новой редакции Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1,
за исключением п.2, имеют в той или иной редакции ссылку на иностранные
организации, что позволяет однозначно сказать, что положения п.2 ст.8 в полной
мере распространяются на иностранные организации.
В рассматриваемой ситуации мы не видим
"неустранимых сомнений" и повода утверждать, что иностранные
юридические лица не должны платить налог на прибыль.
Одновременно сообщаем, что Письмо МНС
России от 28 июня 1999 г. N ВГ-6-06/510 носит лишь разъяснительный характер, не
допускает расширенного толкования норм указанного Закона, в связи
с чем его регистрация в Минюсте России не требуется и, таким образом, его
следует принять к руководству.
14.09.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ