Проблемная ситуация: Введение налога с продаж привело
к значительному росту розничных цен на потребительском рынке, ухудшению
финансового положения торговых предприятий, снижению жизненного уровня
населения.
Учитывая изложенное,
возможно ли внести в закон, определяющий порядок взимания налога с продаж,
изменения, предусматривающие:
- уплату налога только при розничной
продаже товаров конечным потребителям;
- расширение перечня продовольственных
товаров, не подлежащих налогообложению, за счет дополнения его продуктами
питания, включенными в минимальную потребительскую корзину.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 1999 г. N 04-03-01
Минфин России по поручению Правительства
Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение по вопросам внесения изменений и
дополнений в действующий порядок применения налога с продаж и сообщает.
Согласно
Федеральному закону от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" законодательным (представительным) органам
субъектов Российской Федерации, принимающим решение о введении налога с продаж,
предоставлено право определять ставку налога в размере до 5 процентов, порядок
уплаты налога, а также устанавливать дополнительный перечень товаров (работ,
услуг), реализация которых
освобождается от налога с продаж.
По состоянию на 1 июля 1999 г. налог с
продаж применяется на территориях 64 субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что согласно
большинству принятых законов субъектов Российской Федерации, на основании
которых введен налог с продаж, установлены дополнительные льготы по этому
налогу (в том числе по продовольственным товарам) по сравнению с перечнем
товаров (работ, услуг), утвержденным вышеуказанным Федеральным законом.
Так, в г.Москве по налогу с продаж дополнительные льготы
установлены по овощам (капуста, морковь, свекла, лук); в г. Санкт-Петербурге -
по макаронным изделиям, яйцепродуктам, рыбо- и
морепродуктам; в Челябинской области - по мясо- и рыбопродуктам; в
Краснодарском крае - практически от налога с продаж освобождены все
продовольственные товары отечественного производства (мука, макаронные изделия,
кондитерские изделия, мясо, яйца, сыр, овощи и фрукты).
На территории многих субъектов Российской
Федерации ставки налога с продаж установлены в размере до 5 процентов (в Москве
- 2%, в Волгоградской области и Хабаровском крае - 3%, в Мурманской области -
4% по всем неподакцизным товарам, в Республике
Хакасии и Удмуртской республике - 4%).
Учитывая изложенное,
вносить дополнения в перечень продовольственных товаров, освобожденных от
налога с продаж в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, по нашему
мнению, нет необходимости.
Что касается предложения о внесении
изменений в действующий порядок применения налога с продаж в части начисления
данного налога только при розничной продаже товаров конечным потребителям, то
необходимо отметить следующее.
Действующим налоговым законодательством
определение понятия "розничная торговля" не предусмотрено.
Согласно ст.492 Гражданского кодекса
Российской Федерации по договору розничной купли - продажи продавец,
осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу,
обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного,
домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской
деятельностью.
В связи с изложенным
определить характер реализации и назначение товара для целей налогообложения
достаточно сложно (в отличие от формы оплаты), поэтому включать в
законодательство положение о налогообложении товаров, реализуемых только в
режиме розницы, не следует.
15.09.1999 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ