Проблемная ситуация: ЗАО занимается сюрвейерской
деятельностью, которая заключается в проверке качества и количества грузов,
готовности судна к приему груза. Нами получена лицензия на право осуществления
данного вида деятельности, выданная Минтрансом России.
Согласно пп."ж" п.14 разд.VI Инструкции ГНС России от
11.10.1995 N 39 для целей налогообложения услуги (работы) по обслуживанию
иностранных судов считаются экспортируемыми.
Оказание нами сюрвейерских услуг
иностранным юридическим лицам подтверждается соответствующими документами.
В данной ситуации вопросов по
налогообложению НДС у нас не возникает, так как ясно, что эта услуга имеет
экспортный характер. Но в нашей деятельности возникают другие ситуации, когда
сюрвейерские услуги по проверке качества и количества груза, направляемого
российскими предприятиями на экспорт, заказываются и оплачиваются
заинтересованным иностранным юридическим лицом, а перевозка груза производится
российским морским или железнодорожным транспортом.
Мы считаем, что в данном случае
произведенное нами сюрвейерское обслуживание груза следует рассматривать как
экспортную услугу.
Если же подобные
оказываемые нами услуги не могут быть отнесены к сюрвейерским и, следовательно,
к экспортным и возникает необходимость отнести их к другому виду услуг, то, по
нашему мнению, они по своей сути не могут быть определены иначе, как услуги по
сбору, обработке и отправке информации. Конечным
продуктом нашей производственной деятельности является оформленная
соответствующим образом и направленная заинтересованному иностранному
юридическому лицу информация о состоянии экспортируемого из РФ груза.
В этом случае согласно п.5 ст.4 Закона РФ
"О НДС" от 06.12.1991 N 1992-1 наши услуги должны считаться
оказанными по месту нахождения их покупателя, то есть иностранной фирмы, и,
следовательно, не включаются в оборот, облагаемый НДС.
Правомерны ли наши рассуждения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 сентября 1999 г. N 04-03-08
В связи с Вашим
письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании сюрвейерских услуг Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно пп."а" и "б" п.5 ст.4 Закона Российской
Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную
стоимость" местом реализации работ (услуг) признается место нахождения
недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим
имуществом, а также место фактического осуществления работ (услуг), если они
связаны с движимым имуществом.
Как указывается в Вашем письме,
сюрвейерские услуги - это услуги, связанные с проверкой состояния качества и
количества груза, а также готовности судов к приемке грузов. Таким образом,
сюрвейерские услуги связаны либо с движимым имуществом (грузами), либо с местом
нахождения недвижимого имущества (судов) независимо от принадлежности грузов
иностранным или российским владельцам, а также от способа их транспортировки и
формы оплаты услуг (российским или иностранным лицом). Поэтому при
налогообложении сюрвейерских услуг пп."ж" п.14 Инструкции Госналогслужбы России от
11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" (об обслуживании иностранных судов), на который Вы ссылаетесь,
не применяется.
Кроме того, при определении места
реализации услуг по проверке качества, количества груза и готовности судов к
приемке груза пп."г"
п.5 ст.4 вышеуказанного Закона также не применяется, поскольку положения этого
подпункта распространяются на услуги по обработке имеющейся информации, а не на
услуги, осуществляемые с целью получения такой информации.
Поскольку груз, являясь движимым
имуществом, отправляется на экспорт с территории Российской Федерации, то в
соответствии с международной практикой местом его реализации является
российская территория (место начала транспортировки).
В связи с изложенным
сюрвейерские услуги, оказываемые Вашей организацией иностранным юридическим
лицам по проверке качества и количества груза, реализуемого российскими
предприятиями на экспорт, облагаются налогом на добавленную стоимость на
территории Российской Федерации в общеустановленном порядке.
21.09.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н.А.КОМОВА