Проблемная ситуация: В I квартале 1999 г. нашим ЗАО
были произведены затраты на рекламную акцию, которая завершилась в течение
этого квартала. Данные затраты в учете были списаны с кредита счета
"Издержки производства" на счет реализации. По итогам квартала
расходы на рекламу сверх норм были отражены в п."з" строки 4.1 "превышения
фактических затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), над
установленными лимитами, нормами и нормативами по расходам на рекламу"
Приложения 11 к Инструкции ГНС N 37.
По итогам за II квартал 1999 г. выручка
(нарастающим итогом) увеличилась, что позволяет увеличить сумму для отнесения
затрат на рекламу на себестоимость продукции.
Будет ли считаться в этом случае
правомерным уменьшение суммы, отражаемой в п."з" строки 4.1?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 сентября 1999 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу учета при налогообложении расходов на рекламу и сообщает
следующее.
Положением о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с
учетом изменений и дополнений), установлено, что в себестоимость продукции
(работ, услуг) без ограничений должны включаться все произведенные организацией
фактические затраты, необходимые для
производства и реализации продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения
произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в
установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
К корректируемым расходам в числе других
относятся и расходы на рекламу.
Сумма расходов на
рекламу, включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг), для целей
налогообложения определяется исходя из объема выручки от реализации продукции
(работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость и установленного
норматива в соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации
от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы,
расходы на рекламу и на подготовку и
переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие
размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и
порядок их применения" (в ред. Письма Министерства финансов Российской
Федерации от 29 апреля 1994 г. N 56).
Сумма корректировки расходов на рекламу
отражается по строке 4.1 "Справки о порядке определения данных, отражаемых
по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (Приложение 11 к
Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. N 37).
Для целей налогообложения общая величина
фактических расходов на рекламу, включенных в себестоимость продукции (работ,
услуг), не должна превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам в
целом по результатам организации за год.
Учитывая изложенное, по нашему мнению,
сумма расходов на рекламу (определенная в соответствии с нормативами, установленными
в указанных письмах) при исчислении фактической суммы налога на прибыль на основании расчетов исходя из фактически
полученной прибыли нарастающим итогом с начала года может быть уточнена с
соответственным уточнением величины корректировки суммы указанных расходов
(строка 4.1 "Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1
"Расчета налога от фактической прибыли" (Приложение
11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. N 37)).
24.09.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ