Проблемная ситуация: В соответствии с п.3.6 ПБУ 6/97
ОАО провело переоценку основных средств на 01.01.1999 путем индексации.
Предприятие начисляет амортизацию по
нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072.
Должно ли предприятие, применяющее нормы
амортизации, установленные Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072,
корректировать прибыль для целей налогообложения на сумму разницы между
амортизацией, начисленной с учетом переоценки на 01.01.1999, и амортизацией,
которая была бы начислена без учета переоценки основных средств?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 октября 1999 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу начисления амортизации основных средств
для целей налогообложения и сообщает следующее.
Положением о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с
учетом изменений и дополнений), предусмотрено, что амортизационные отчисления
на полное восстановление основных производственных фондов производятся по
нормам, утвержденным в установленном порядке.
Нормы амортизационных отчислений были
утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О
единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных
фондов народного хозяйства СССР".
Согласно Положению по бухгалтерскому
учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденному Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 65н,
основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной
стоимости, то есть путем суммирования затрат, непосредственно связанных с их
приобретением, сооружением, изготовлением.
При этом организации имеют право не чаще
одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных
средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого счета по
документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на
добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
Для документального
подтверждения полной восстановительной стоимости объектов при применении метода
прямой оценки могут быть использованы: данные о ценах на аналогичную продукцию,
полученные в письменной форме от организаций - изготовителей; сведения об уровне
цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и
организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой
информации и специальной литературе; экспертные
заключения оценщиков о стоимости объектов основных фондов.
Данное Положение по бухгалтерскому учету
"Учет основных средств" применяется начиная
с 1 января 1998 г.
Таким образом, организация может
произвести переоценку основных средств по состоянию на 1 января 1999 г. с
отражением результатов в первом квартале 1999 года в графе "На начало
года". При этом, если организацией была
произведена переоценка основных средств, остаточная стоимость этих средств
определяется исходя из восстановительной стоимости и начисленного износа.
Учитывая изложенное, по нашему мнению,
организация, осуществив переоценку основных средств по состоянию на 1 января
1999 г. в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" (ПБУ 6/97), имеет право учесть результаты переоценки при
начислении амортизации основных средств в целях
определения налогооблагаемой прибыли.
Одновременно сообщаем, что, по мнению
Департамента методологии налогообложения прибыли и
бухгалтерского учета для целей налогообложения Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам, при начислении амортизации, учитываемой для
целей налогообложения, основные средства должны учитываться по первоначальной
(восстановительной) стоимости без учета переоценки, проводимой в добровольном
порядке.
11.10.1999 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ