Проблемная ситуация: Как распределяются компетенции
между органами государственной власти РФ, органами государственной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления при принятии решений о
предоставлении налогоплательщикам льгот по федеральным налогам и налогам
субъектов РФ в части, зачисляемой в местные бюджеты, до вступления в силу
Бюджетного кодекса РФ?
Повлечет ли изменение предусмотренных в
части первой НК РФ правил по установлению налоговых льгот вступление в силу с
01.01.2000 Бюджетного кодекса РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 1999 г. N 04-00-11
Департамент
налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу о распределении компетенции
между органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления при принятии решений о предоставлении налогоплательщикам льгот
по федеральным налогам и налогам субъектов Российской Федерации в части,
зачисляемой в местные бюджеты, до вступления в силу Бюджетного кодекса
Российской Федерации и сообщает следующее.
Установление налогов осуществляется
федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно общим принципам
налогообложения и сборов, установленным федеральным законом, что соответствует
Конституции Российской Федерации (п.п.2 и 3 ст.5, пп."з" ст.71, пп."и"
п.1 ст.72, ст.73, п.2 ст.76 и ст.132) с точки зрения разграничения предметов
ведения и полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и местным
самоуправлением. Соответствующая правовая позиция
Конституционного Суда Российской Федерации была выражена в принятом им
Постановлении от 21 марта 1997 г. N 5-П, а также в Определении от 5 февраля
1998 г. N 22-О, в п.2 которого предусмотрено следующее: "...положение о
том, что определение смысла понятия "установление налогов и сборов"
возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст.ст.34
и 35 Конституции Российской Федерации, а также конституционного принципа
единства экономического пространства, распространяется и на установление
налогов и сборов органами местного самоуправления".
В силу п.2 ст.17 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком могут предусматриваться при установлении налога, то есть при
определении налогоплательщиков и обязательных элементов налогообложения (п.1
ст.17 Кодекса).
Исходя из смысла
части первой Кодекса (п.5 ст.3, п.п.2, 3 и 4 ст.12, вступающей в силу со дня
вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и
ст.17), льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Кодексом
(законами Российской Федерации о федеральных налогах и сборах в соответствии со
ст.5 Федерального закона "О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), по региональным
налогам и сборам - законами субъектов Российской Федерации, по местным налогам
и сборам - нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления.
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в части первой
Кодекса не предоставлены права по установлению налоговых льгот в части сумм
федеральных налогов и сборов, поступающих, соответственно, в региональные и местные
бюджеты. Аналогичное правило предусмотрено в отношении региональных налогов и
сборов, поступающих в бюджеты разного уровня.
Указанные положения части первой Кодекса
применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах,
возникшим после введения ее в действие (ст.8 Федерального закона "О
введении в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации"). Согласно ст.7 указанного Федерального закона законы и иные
нормативные правовые акты о конкретных налогах и сборах с 1 января 1999 г.
действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат
приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
Вступление в силу с
1 января 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующего
бюджетные правоотношения, а не правоотношения, регулируемые законодательством о
налогах и сборах, не повлечет изменение предусмотренных в части первой
Налогового кодекса Российской Федерации правил по установлению налоговых льгот
до внесения в установленном порядке в Налоговый кодекс Российской Федерации
соответствующих изменений.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
21.10.1999