Проблемная ситуация: В результате применения
Федерального закона от 03.03.1999 N 45-ФЗ в части исключения кредитными
организациями из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль курсовых разниц
значительная сумма денежных средств подлежит возврату банку из областного бюджета.
Возможно ли в связи с этим внесение изменений в указанный Закон?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 ноября 1999 г. N 04-02-04/1
Министерство финансов рассмотрело Ваше
письмо по вопросу изменения порядка учета при налогообложении прибыли кредитных
организаций курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте
и сообщает следующее.
В части обоснованности изменения
законодательства по налогу на прибыль, выразившегося в исключении из
налогообложения курсовых разниц, можно привести
следующие аргументы.
Ажиотажный спрос на
валюту в условиях финансового кризиса привел к повышению курса доллара к 31
декабря 1998 г. до 20,65 руб. за 1 долл. США, курсовая разница за 1998 г.
составила 14,69 руб., или в 3,7 раза выше, чем в 1997 г. Включение в облагаемую
базу по налогу на прибыль таких значительных сумм положительных курсовых разниц
только усугубило бы во втором полугодии
1998 г. кризис неплатежей в финансовой сфере, включая кредитную,
привело бы к значительному росту задолженности по платежам в бюджет без
фактического роста налоговых поступлений. В связи с этим, а также во исполнение
поручений Правительства Российской Федерации федеральными органами
исполнительной власти в 1998 г. были приняты меры по выходу из финансового
кризиса. Одной из мер явилось исключение из налогообложения курсовых разниц,
полученных в основном в связи с финансовым кризисом 17 августа 1998 г., и
соответственное изменение Федерального закона "О налоге на прибыль
предприятий и организаций".
Несмотря на то, что в соответствии с
Федеральным законом от 3 марта 1999 г. N 45-ФЗ действительно уменьшилась
облагаемая налогом на прибыль база в равной мере как
федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации, принятие
его Государственной Думой 10 февраля 1999 г. и одобрение Советом Федерации 18
февраля 1999 г. свидетельствует о коллегиальности принятого решения и согласии
всех ветвей власти, а не только федеральных, на эту
вынужденную меру, позволившую преодолеть кризисные явления в финансовой, и в
первую очередь банковской, сфере с наименьшими потерями. Стабильная динамика
роста поступлений налога на прибыль в 1999 г. подтверждает правильность
принятых решений.
По вопросу возврата банку из средств
областного бюджета излишне перечисленного налога на прибыль необходимо иметь в
виду следующее.
Исключение из налогообложения курсовых разниц в 1998-1999 гг. проходило поэтапно. Вначале, в целях смягчения для налогоплательщиков последствий
выхода из кризиса, укрепления их финансового состояния на период до внесения
изменений в налоговое законодательство налогоплательщикам было разрешено суммы
курсовых разниц, образовавшиеся за третий и четвертый кварталы 1998 г., для
целей налогообложения учесть в расчете по налогу на прибыль только по итогам
1998 г., то есть с курсовых разниц во втором полугодии налог на прибыль
уже не взимался. Разрешение было доведено Письмами Государственной налоговой
службы Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N ШС-6-02/683@ и от 2 октября
1998 г. N ВНК-6-05/689@.
Федеральный закон от 3 марта 1999 г. N
45-ФЗ юридически оформил уже имевшую место ситуацию и по итогам перерасчета за
1998 г., предельный срок которого - 1 апреля 1999 г., курсовые разницы также
были исключены из налогообложения, уже на основании Закона. Таким образом,
возврата излишне начисленных сумм налога на прибыль по итогам перерасчета в
целом за 1998 г. по причине исключения из налогообложения положительных
курсовых разниц объективно быть не должно. Поэтому следует дополнительно
уточнить причины, приведшие к необходимости возврата банку излишне
перечисленного налога.
Вместе с тем сообщаем, что федеральный
бюджет и бюджеты регионов на 1998 г. были приняты на условиях, действующих в
1997 г., с учетом ожидаемых инфляционных процессов. При формировании доходов и
расходов бюджета на 1998 г. учитывался курс, действовавший на
конец 1997 г., с учетом его инфляционного роста.
В связи с
изложенным не видим оснований для пересмотра норм Федерального закона от 3
марта 1999 г. N 45-ФЗ в части учета при обложении налогом на прибыль
положительных курсовых разниц, образовавшихся за период с 1 августа 1998 г. по
31 декабря 1998 г.
Одновременно сообщаем, что в настоящее
время Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам
рассматриваются предложения ряда депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации о продлении на 1999 г.
действия положений Федерального закона от 3 марта 1999 г. N 45-ФЗ.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
04.11.1999