Проблемная ситуация: Какие налоговые льготы имеют
российские предприятия при получении безвозмездной помощи от иностранных
предприятий для осуществления целевых программ? Являются ли плательщиками
налогов иностранные фирмы, привлеченные для строительных работ на территории
РФ, в случаях принадлежности фирм тем государствам, с которыми РФ не имеет или
имеет Соглашение об избежании двойного
налогообложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 февраля 1996 г. N 04-06-02
Действующее российское налоговое
законодательство содержит целый ряд налоговых льгот:
- в соответствии с
Федеральным Законом Российской Федерации "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" от 31.12.95 N 227-ФЗ, начиная с 1 января 1996 г., средства,
получаемые предприятиями Российской Федерации в рамках безвозмездной помощи,
оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными
соглашениями, не включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога на
прибыль;
- в соответствии с
Федеральным Законом Российской Федерации "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" от 06.12.94 N 57-ФЗ, начиная с 10 декабря 1994 г., импортное
технологическое оборудование, запасные части к нему и специальные транспортные
средства для нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны и органов
внутренних дел при таможенном оформлении не облагаются налогом на добавленную стоимость. Кроме того, средства, предоставляемые
безвозмездно иностранными организациями российским предприятиям в виде гранта
на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании,
объектом налогообложения по НДС не являются;
- в соответствии с Законом Российской
Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 N 2030-1
ставки налога на имущество, определяемые в зависимости от видов деятельности
предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами
власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, вопрос о взимании налогов
на имущество и местных налогов могут быть решены с соответствующими органами
власти территорий.
Уплата налогов российскими
предприятиями-субподрядчиками, участвующими в проведении строительных работ,
должна осуществляться на общих основаниях в соответствии с действующим
налоговым законодательством.
Привлечение
иностранных фирм для строительства из стран, с которыми Российская Федерация не
имеет Соглашений об избежании двойного
налогообложения (а к ним относятся Турция, Югославия, Словения, Хорватия и
т.д.), не освобождает фирмы указанных государств от уплаты налогов в
соответствии с действующим российским законодательством в отношении доходов,
получаемых из источников на территории Российской Федерации. Кроме того, эти фирмы уплачивают налоги и в государствах, резидентами
которых они являются. Участие в строительстве фирм иностранных государств, с
которыми имеются указанные налоговые соглашения (например, Австрия, Финляндия,
Италия, ФРГ и т.д.),дает этим фирмам некоторый льготный
период налогообложения доходов на территории России (обычно 12 месяцев), но не
освобождает эти фирмы от налогообложения в тех государствах, резидентами
которых они являются.
Тем самым ,
иностранные строительные фирмы, действующие на территории России, находятся с
точки зрения налогообложения практически в тех же условиях, что и российские
фирмы, или в случае двойного налогообложения, даже в худших.
19.02.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ