Проблемная ситуация: Возможна ли отмена подоходного
налога субъектами РФ в части, поступающей в бюджет субъекта, в отношении
благотворительной материальной помощи, оказываемой общественными организациями
инвалидов войны инвалидам войны и родителям погибших военнослужащих? Действует
ли в настоящее время областной закон 1996 г. о предоставлении дополнительных
льгот по подоходному налогу с физлиц? Возможно ли освобождение от земельного
налога общественных организаций инвалидов войны с внесением необходимых
изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 1999 г. N 04-04-06
Министерство финансов Российской
Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.
В соответствии с
Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном
налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) не облагаются
подоходным налогом суммы материальной помощи независимо от ее размера,
оказываемой физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим
чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального
ущерба или ущерба их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной
власти, органов местного самоуправления, иностранными государствами, а также
созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации
правительственными и неправительственными межгосударственными организациями. Не
облагаются подоходным налогом суммы оказываемой в других случаях материальной
помощи в пределах двенадцатикратного установленного законом размера минимальной
месячной оплаты труда, а также стоимость подарков, полученных от предприятий,
учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг (не превышающая
размера двенадцатикратной минимальной заработной платы).
Согласно положениям части первой
Налогового кодекса Российской Федерации льготы по федеральным налогам и сборам
устанавливаются Кодексом, по региональным налогам и сборам - законами субъектов
Российской Федерации, по местным налогам и сборам - нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления. Субъектам Российской Федерации и
органам местного самоуправления не предоставлены права по установлению
налоговых льгот в части сумм федеральных налогов и сборов, поступающих
соответственно в региональные и местные бюджеты.
Однако в соответствии со ст.8
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации" данный порядок
распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу части
первой Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, областной закон
о предоставлении дополнительных льгот по подоходному налогу с физических лиц в
настоящее время является действующим.
Что касается уплаты земельного налога,
ст.13 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном
бюджете на 1999 год" установлено, что в 1999 г. 30 процентов земельного
налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляется в федеральный
бюджет. В бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты зачисляется
соответственно 20 и 50 процентов.
При этом предоставление общественным
организациям инвалидов льгот по земельному налогу на федеральном уровне
потребует возмещения территориальным бюджетам выпадающих доходов из
федерального бюджета. Средства на такое возмещение не предусмотрены и в
условиях сложившегося бюджетного дефицита фактически отсутствуют. Статьей 110 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ
"О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что законодательные
и иные нормативные правовые акты, влекущие сокращение доходной базы,
реализуются и применяются только при наличии дополнительных поступлений в федеральный
бюджет и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям федерального
бюджета на 1999 г., а также после внесения изменений в данный
Федеральный закон.
Поскольку компенсационные источники
выпадающих доходов бюджета отсутствуют, предоставить льготу по земельному
налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, также не представляется
возможным.
Учитывая изложенное, а также то, что
основным направлением в налоговой политике является сокращение налоговых льгот,
предоставляемых на федеральном уровне, предложение по внесению изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю",
касающееся освобождения от земельного налога общественных организаций инвалидов
войны, не может быть поддержано.
10.11.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ