Проблемная ситуация: Фирма намерена заключить контракт
трудового подряда с иностранным гражданином (гражданин Азербайджана) на
выполнение трудовых обязанностей.
Данный гражданин не будет въезжать на
территорию РФ на весь срок действия трудового контракта, свои функции и
обязанности по поручению фирмы он будет осуществлять на территории других
республик и государств.
Имеем ли мы право ежемесячно начислять
зарплату работнику?
В каком размере производятся отчисления
на оплату подоходного налога и налога на нужды образовательных учреждений и какими
законодательными актами следует руководствоваться в данном случае?
Следует ли производить выплаты во
внебюджетные фонды?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 1999 г. N 04-04-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно ст.15
Кодекса законов о труде Российской Федерации трудовой договор (контракт) определен
как соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по
которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности,
квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а предприятие,
учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и
обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде,
коллективным договором и соглашением сторон.
Если гражданин Азербайджана будет
выполнять работу на основании заключенного трудового контракта, начисление
заработной платы этому гражданину будет производиться в том же порядке, как и
другим работникам предприятия.
Однако следует иметь в виду, что
заключение трудового договора с иностранным гражданином должно производиться в
соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации
иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 16 декабря 1993 г. N 2146.
Исчисление и уплата подоходного налога
производится в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г.
N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и
дополнениями).
Порядок
налогообложения доходов от источников в Российской Федерации, получаемых
физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской
Федерации, подробно изложен в разд.VI Инструкции Госналогслужбы России от 29
июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц", согласно которому подоходный налог с
доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (разд.II Инструкции), а также с доходов, получаемых наряду с
основным местом работы (разд.III Инструкции),
удерживается в порядке, предусмотренном соответствующими разделами (II, III). С других доходов из источников в Российской Федерации, получаемых
физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской
Федерации, налог удерживается у источника выплаты по ставке 20 процентов, если
иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или
бывшего СССР и решениями, принимаемыми на основе принципа взаимности. О
выплаченных доходах и суммах удержанного налога предприятия должны сообщать
налоговым органам по месту своего нахождения.
В соответствии с
Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный
фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на
1999 год" плательщиками страховых взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ
(ФССР), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ) и фонды обязательного медицинского страхования
(ФФОМС) являются работодатели (юридические лица и неюридические лица) по
выплатам в пользу своих работников - иностранных граждан и иностранные
граждане, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и
имеющие право на государственное пенсионное, социальное, медицинское
обеспечение или обеспечение в случае безработицы.
В соответствии с
Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О
государственных пенсиях в РФ" и Письмом ПФР от 1 декабря 1997 г. N
ЕВ-16-28/8548 "Об уплате страховых взносов в ПФР за иностранных
граждан" основным условием для начисления страховых взносов в ПФР на
доход, выплачиваемый иностранному физическому лицу, является проживание этого
иностранного физического лица на территории России.
Аналогично уплате взносов в ПФР
происходит уплата взносов и в фонды обязательного медицинского страхования
иностранными гражданами. На основании Письма ФФОМС России от 11 июля 1995 г. N
3-1146 "О правовом статусе иностранных граждан в области обязательного
медицинского страхования" условием уплаты взносов на ОМС является
документальное подтверждение постоянного проживания иностранного гражданина в
России.
В связи с вышеизложенным считаем, что
если иностранный гражданин не имеет статуса постоянно
проживающего на территории России, как упоминается в письме, то как сам
иностранный гражданин, так и его работодатель - фирма не будут являться
плательщиками страховых взносов в ПФР и ФФОМС.
Относительно уплаты страховых взносов в
Фонд социального страхования РФ сообщаем, что в соответствии с Федеральным
законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ страховые взносы в ФССР уплачиваются
работодателями, осуществляющими прием на работу по трудовому договору.
По вопросу уплаты страховых взносов в
Государственный фонд занятости РФ работодателем за иностранного работника
сообщаем, что в соответствии с упомянутым Федеральным законом от 4 января 1999
г. N 1-ФЗ работодатели должны уплачивать страховые взносы в ГФЗН РФ с выплат,
начисленных в пользу работника, в том числе иностранного физического лица.
Что касается
вопроса уплаты сбора на нужды образовательных учреждений, согласно п.2 ст.20
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" ставки сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с
юридических лиц, не могут превышать размера одного процента от годового фонда
заработной платы предприятий, учреждений, организаций, расположенных на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что данный сбор входит в
систему региональных налогов и сборов, конкретный порядок его исчисления и
уплаты устанавливается с соблюдением норм, предусмотренных пп."г" п.1 и п.2 ст.20 вышеназванного Закона,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
12.11.1999