Проблемная ситуация: У банка отозвана лицензия и в
настоящее время введена процедура наблюдения. Пунктом 6
Положения ЦБ РФ от 02.04.1996 N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление
банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации" банкам
запрещено до создания ликвидационной комиссии, назначения конкурсного
управляющего заключение сделок и исполнение обязательств по сделкам, за
исключением расходования денежных средств, связанного с продолжением
функционирования кредитной организации, включая ее филиалы. Указанные
расходы осуществляются в соответствии со сметой. В смете, утвержденной в
установленном порядке, отсутствуют расходы по уплате налогов и сборов.
В связи с изложенным просим разъяснить,
должны ли филиалы банка уплачивать налоги и сборы в бюджеты
и внебюджетные фонды после отзыва лицензии до момента создания ликвидационной
комиссии.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 ноября 1999 г. N 04-01-10
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо по вопросу начисления и уплаты налогов и сборов в бюджеты и
внебюджетные фонды филиалами банка после отзыва лицензии на осуществление
банковских операций до момента создания ликвидационной комиссии и сообщает
следующее.
В соответствии с
Положением Центрального банка Российской Федерации от 02.04.1996 N 264 "Об
отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в
Российской Федерации" при отзыве лицензии на осуществление банковских
операций кредитные организации прекращают все приходные и расходные операции по
балансовым и внебалансовым счетам кредитной
организации и ее филиалов (как в валюте Российской Федерации, так и в
иностранной валюте).
Однако согласно п.5
этого Положения в период после отзыва лицензии и до создания ликвидационной
комиссии или конкурсного управляющего кредитная организация и ее филиалы вправе
выполнить ряд операций, в числе которых взыскание и получение в безналичной и
наличной денежной форме дебиторской задолженности, включая возврат заемщиками
ранее выданных кредитов, а также неустоек, пеней и штрафов, возврат авансовых
платежей кредитной организации, кроме того, получение средств от погашения ценных бумаг и доходов по
ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности,
получение в безналичной и наличной денежной форме доходов от ранее проведенных
банковских операций, связанных с профессиональной деятельностью данной
кредитной организации на рынке ценных бумаг, и ряд других операций, а также
операции, связанные с продолжением функционирования кредитной организации,
включая ее филиалы.
Исходя из вышеизложенного можно сделать
вывод, что имеется объект налогообложения, а
следовательно, необходимо начислять налоги на доходы, полученные от
вышеназванных операций.
Следует также
отметить, что согласно ст.26 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" может быть введен
мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, т.е.
не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические)
санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и
обязанностей по уплате обязательных платежей, а также подлежащих уплате
процентов - это касается обязательств,
возникших до момента назначения временной администрации.
Тем же Законом установлено, что на сумму
требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в
размере, установленном на момент введения моратория, без учета начисленных
процентов, а также применения неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых
(экономических) санкций начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка
России.
В соответствии со ст.19 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются
организации, на которые в соответствии с указанным Кодексом возложена
обязанность уплачивать налоги.
Кроме того,
Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
установлено, что в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные
обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих
организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных
обособленных подразделений.
В действующем законодательстве, в том
числе и Налоговом кодексе Российской Федерации, не существует нормы,
приостанавливающей уплату налогов в период действия временной администрации, в
связи с чем, по мнению Департамента налоговой политики, банк и его филиалы
должны уплачивать налоги.
24.11.1999 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ