Проблемная ситуация: К какому обороту - розничному или
оптовому - следует относить реализацию нашим ОАО продуктов питания детским
садам, домам сирот и престарелых, больницам, пионерским лагерям, детским
санаториям, спортивным командам, личному составу милиции МВД, финансируемым из
бюджета, для целей применения НДС? Закупка осуществляется у частных лиц и
предпринимателей. Мы считаем, что НДС в этом случае следует исчислять в
порядке, установленном для организаций розничной торговли, т.к. отнесение
перечисленных учреждений к оптовым потребителям приведет к росту цены на сумму
НДС, т.к. они не являются плательщиками НДС.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 1999 г. N 04-03-05
В связи с Вашим письмом Департамент
налоговой политики сообщает.
Согласно Закону Российской Федерации от 6
декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с
изменениями и дополнениями) у заготовительных, снабженческо -
сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и
перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за
исключением предприятий розничной торговли, общественного питания и аукционной
продажи товаров), оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость,
определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен,
без включения в них налога на добавленную стоимость. У предприятий розничной
торговли и общественного питания облагаемый оборот определяется в виде разницы
между ценами реализации товаров и ценами, по которым производятся расчеты с поставщиками,
с учетом сумм налога на добавленную стоимость.
Действующим законодательством по налогу
на добавленную стоимость определение оптовой и розничной торговли не
установлено. В связи с этим на основании ст.492 Гражданского кодекса Российской
Федерации считаем возможным поддержать позицию, изложенную в Вашем письме,
относительно товаров, реализуемых в розницу.
Учитывая
изложенное, при реализации Вашим ОАО товаров (продуктов питания), закупленных у
индивидуальных предпринимателей, детским садам, домам сирот и престарелых,
больницам, детским лагерям и санаториям, а также личному составу МВД, по нашему
мнению, налог на добавленную стоимость можно исчислять в порядке, установленном
для организаций розничной торговли.
Одновременно
сообщается, что федеральным законом "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", принятым
Государственной Думой 5 ноября 1999 г. и одобренным Советом Федерации 11 ноября
1999 г., предусмотрена норма, согласно которой оборот, облагаемый налогом на
добавленную стоимость, при реализации товаров предприятиями розничной торговли
и общественного питания определяется на основе стоимости реализуемых товаров
исходя из применяемых цен, без включения
в них налога на добавленную стоимость, то есть как у предприятий оптовой
торговли. При этом у заготовительных, снабженческо - сбытовых,
оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации продукции или
результатов ее переработки облагаемый оборот предусмотрено определять в виде
разницы между ценой реализации и ценой приобретения без налога на добавленную
стоимость.
26.11.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н.А.КОМОВА